Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЗыбкий факт и твердая воля"Флаэртиана"-2000 в Прикамье Галина КУЛИЧКИНА
Наконец-то "Флаэртиана", фестиваль нового документального кино, обрела черты по-настоящему окрепшего культурного явления. У нее появилась своя публика. Она была окружена сочувственным вниманием властей и отзывчивостью спонсоров, особенно курорта Усть Качка, где шел основной просмотр. Союз кинематографистов в лице секретаря Сергея Мирошниченко назвал его делом государственной важности. И тому были основания. На "Флаэртиане" традиционно решаются практические вопросы выживания независимых региональных киностудий. Вот и на этот раз прошла такая встреча с ответственными представителями телекомпаний, продюсерами, была создана гильдия документального кино России. Пермский кинофестиваль обрел побратима в далеком Люсасе (Франция). А сейчас пермяки готовят специальную программу под эгидой "Флаэртианы", куда войдут фильмы ведущих режиссеров Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми. В Перми любят подо все подводить теоретическую базу. Нынче, правда, дискуссии не были столь продолжительными, как ранее. Но общая тема для разговора была заявлена: "Монтаж в документальном кино". Устроители фестиваля словно предчувствовали, что многие не- ожиданности просмотра как раз упрутся именно в эту тему, за которой - одна из вечных проблем документального кино. Что предпочесть при создании фильма - уважение к факту как документу и, соответственно, невмешательство в жизнь перед камерой или все-таки верность законам художественной логики и авторскую субъективность? Большая часть участников феста осталась верна заветам великого документалиста Роберта Флаэрти, чье имя носит фестиваль, то есть длинному плану и нелюбви к ножницам на монтажном столе. Среди общепризнанных лидеров этой группы наверняка знакомый многим фильм "Трасса" Сергея Дворцевого (приз за лучший полнометражный фильм) - эпический рассказ о бродячем семейном цирке, зарабатывающем честные гроши на захолустных полустанках. Рядом с ним стоит другая известная работа - "Полет шмеля" Юрия Шиллера (приз за лучший короткометражный фильм) - о счастливом детстве среди прекрасных российских просторов, с вековым укладом народной жизни, где у каждого свое, природой определенное место. Органично входит в этот ряд малоизвестная публике лента "Сестры" польского режиссера Павла Лозинского, удостоенная Гран-при фестиваля. В ней продемонстрировано уникальное умение режиссера вовремя "поймать" на пленку судьбу людскую. Две старушки-сестры на прогулке во дворе дома, в абсолютно бытовой обстановке, в какой-то момент словно видятся в зеркале вечности. Их гулянье вдвоем становится метафорой вечной прогулки по жизни рука об руку двух начал человеческого общения - принципа и любви. Фильмы "флаэртианского ядра" сильны способностью к глубокому погружению в жизнь и открытию ее тайн на этой глубине. Но часто им не хватает зрелищности, которая всегда служит первым и главным зрительским манком. Были на фестивале и такие ленты, от коих и возникало ощущение чего-то недосоленного и кислого. А чем же нас удивили "отщепенцы" от Флаэрти? Здесь круг оказался более разнородным, но все проявляли на экране недоверчивость к факту как главному аргументу в размышлениях о действительности, иные демонстрировали его зыбкость и даже вовсе пренебрегали им. Здесь было представлено документальное кино совсем другого направления - "Свободный мир" Вячеслава Тимощенко, например. Открыто просветительское, научно-популярное кино. Мы увидели ленту с активным идеологическим началом - премьеру "Город святого креста" Андрея Железнякова. Его идеология, правда, оказалась ненова. На примере детской богатырской школы прославлялись могущество и духовность Древней Руси. Но если к этой известной истине добавить в фильме немного голосов самих пятилетних пацанов, которых вырвали из пусть не всегда уютного, но родного гнезда... Зрелищностью и заразительной образностью запомнился конкурсный фильм Янины Лапинскайте "Акт" (Литва). Документальным в нем осталось явление реальных людей, которым предложено было сыграть самих себя. Но тот ли это документ, который составляет специфику документального кино? Вопрос, который обсуждался в кулуарах режиссерами-коллегами. А публика надолго запомнит рассказ о женщине, которая хочет познать мужчину. О фотохудожнице, которая снимает обнаженного натурщика. В короткометражной ленте через активный монтаж кадров на зрителя надвигалась трагедия внутренней слепоты и глухоты. Замерзающий телом и душой натурщик примеряет себе петлю на шею. А женщина, увлеченная творческим процессом, не замечает страшного жеста. ...И было нечто, казалось, выходящее из всяких канонов. Крупным планом давалось хрупкое тельце девушки в белом, распластанное по полу лицом вниз. Над ней нависали два ряда плотных фигур в черном, а тельце, по-пластунски пригибаясь к земле, ползло сквозь строй к... алтарю! Уникальные кадры таинства посвящения в монахини (как позволила Церковь?) мы увидели в фильме Ефима Резникова по сценарию Леонида Гуревича "Отрицание любви?". Здесь найдено немало чисто зрелищных моментов, которые порождены яркой характерностью факта. Удивят благословение по телефону, видеокамера в руках настоятельницы, запечатлевающей на пленку внутреннюю, сокровенную жизнь монастыря, зимнее омовение в проруби Христовых невест. И не успеет зритель прийти в себя, приоткрыв страницу из жизни современного монастыря, как тут же создатели фильма обрушивают на него новый монтаж кадров - опять женщина, но другая, в камуфляжной форме, с пистолетом, в дыму разрывающихся снарядов... В ритмах этого фильма бьется взнервленное наше время, утверждает себя новый тип личности. И здесь есть закадровый голос, в котором, если хотите, позиция создателей фильма по поводу ими увиденного... Так факт жизни, опоясанный ошейником художественной логики, стал искусством. Не здесь ли золотая середина, искомая сегодня новым документальным кино? А напоследок... Хотите ли вы продлить общение с "Флаэртианой"? В Перми вышел довольно увесистый и уникальный сборник материалов о фестивале "Флаэртиана"-98. Он содержит полные сведения о конкурсной программе с биографическими данными режиссеров-участников, а также выступления ученых и практиков на тему "Модели времени в документальном кино". Также в рубрике:
|