Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Зыбкий факт и твердая воля

"Флаэртиана"-2000 в Прикамье

Галина КУЛИЧКИНА


Горячие дебаты о документальном кино

Наконец-то "Флаэртиана", фестиваль нового документального кино, обрела черты по-настоящему окрепшего культурного явления. У нее появилась своя публика. Она была окружена сочувственным вниманием властей и отзывчивостью спонсоров, особенно курорта Усть Качка, где шел основной просмотр. Союз кинематографистов в лице секретаря Сергея Мирошниченко назвал его делом государственной важности. И тому были основания. На "Флаэртиане" традиционно решаются практические вопросы выживания независимых региональных киностудий. Вот и на этот раз прошла такая встреча с ответственными представителями телекомпаний, продюсерами, была создана гильдия документального кино России. Пермский кинофестиваль обрел побратима в далеком Люсасе (Франция). А сейчас пермяки готовят специальную программу под эгидой "Флаэртианы", куда войдут фильмы ведущих режиссеров Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми.

В Перми любят подо все подводить теоретическую базу. Нынче, правда, дискуссии не были столь продолжительными, как ранее. Но общая тема для разговора была заявлена: "Монтаж в документальном кино".

Устроители фестиваля словно предчувствовали, что многие не-

ожиданности просмотра как раз упрутся именно в эту тему, за которой - одна из вечных проблем документального кино. Что предпочесть при создании фильма - уважение к факту как документу и, соответственно, невмешательство в жизнь перед камерой или все-таки верность законам художественной логики и авторскую субъективность?

Большая часть участников феста осталась верна заветам великого документалиста Роберта Флаэрти, чье имя носит фестиваль, то есть длинному плану и нелюбви к ножницам на монтажном столе. Среди общепризнанных лидеров этой группы наверняка знакомый многим фильм "Трасса" Сергея Дворцевого (приз за лучший полнометражный фильм) - эпический рассказ о бродячем семейном цирке, зарабатывающем честные гроши на захолустных полустанках. Рядом с ним стоит другая известная работа - "Полет шмеля" Юрия Шиллера (приз за лучший короткометражный фильм) - о счастливом детстве среди прекрасных российских просторов, с вековым укладом народной жизни, где у каждого свое, природой определенное место. Органично входит в этот ряд малоизвестная публике лента "Сестры" польского режиссера Павла Лозинского, удостоенная Гран-при фестиваля. В ней продемонстрировано уникальное умение режиссера вовремя "поймать" на пленку судьбу людскую. Две старушки-сестры на прогулке во дворе дома, в абсолютно бытовой обстановке, в какой-то момент словно видятся в зеркале вечности. Их гулянье вдвоем становится метафорой вечной прогулки по жизни рука об руку двух начал человеческого общения - принципа и любви.

Фильмы "флаэртианского ядра" сильны способностью к глубокому погружению в жизнь и открытию ее тайн на этой глубине. Но часто им не хватает зрелищности, которая всегда служит первым и главным зрительским манком. Были на фестивале и такие ленты, от коих и возникало ощущение чего-то недосоленного и кислого.

А чем же нас удивили "отщепенцы" от Флаэрти? Здесь круг оказался более разнородным, но все проявляли на экране недоверчивость к факту как главному аргументу в размышлениях о действительности, иные демонстрировали его зыбкость и даже вовсе пренебрегали им. Здесь было представлено документальное кино совсем другого направления - "Свободный мир" Вячеслава Тимощенко, например. Открыто просветительское, научно-популярное кино. Мы увидели ленту с активным идеологическим началом - премьеру "Город святого креста" Андрея Железнякова. Его идеология, правда, оказалась ненова. На примере детской богатырской школы прославлялись могущество и духовность Древней Руси. Но если к этой известной истине добавить в фильме немного голосов самих пятилетних пацанов, которых вырвали из пусть не всегда уютного, но родного гнезда...

Зрелищностью и заразительной образностью запомнился конкурсный фильм Янины Лапинскайте "Акт" (Литва). Документальным в нем осталось явление реальных людей, которым предложено было сыграть самих себя. Но тот ли это документ, который составляет специфику документального кино? Вопрос, который обсуждался в кулуарах режиссерами-коллегами. А публика надолго запомнит рассказ о женщине, которая хочет познать мужчину. О фотохудожнице, которая снимает обнаженного натурщика. В короткометражной ленте через активный монтаж кадров на зрителя надвигалась трагедия внутренней слепоты и глухоты. Замерзающий телом и душой натурщик примеряет себе петлю на шею. А женщина, увлеченная творческим процессом, не замечает страшного жеста.

...И было нечто, казалось, выходящее из всяких канонов. Крупным планом давалось хрупкое тельце девушки в белом, распластанное по полу лицом вниз. Над ней нависали два ряда плотных фигур в черном, а тельце, по-пластунски пригибаясь к земле, ползло сквозь строй к... алтарю! Уникальные кадры таинства посвящения в монахини (как позволила Церковь?) мы увидели в фильме Ефима Резникова по сценарию Леонида Гуревича "Отрицание любви?". Здесь найдено немало чисто зрелищных моментов, которые порождены яркой характерностью факта. Удивят благословение по телефону, видеокамера в руках настоятельницы, запечатлевающей на пленку внутреннюю, сокровенную жизнь монастыря, зимнее омовение в проруби Христовых невест. И не успеет зритель прийти в себя, приоткрыв страницу из жизни современного монастыря, как тут же создатели фильма обрушивают на него новый монтаж кадров - опять женщина, но другая, в камуфляжной форме, с пистолетом, в дыму разрывающихся снарядов... В ритмах этого фильма бьется взнервленное наше время, утверждает себя новый тип личности. И здесь есть закадровый голос, в котором, если хотите, позиция создателей фильма по поводу ими увиденного... Так факт жизни, опоясанный ошейником художественной логики, стал искусством.

Не здесь ли золотая середина, искомая сегодня новым документальным кино?

А напоследок... Хотите ли вы продлить общение с "Флаэртианой"? В Перми вышел довольно увесистый и уникальный сборник материалов о фестивале "Флаэртиана"-98. Он содержит полные сведения о конкурсной программе с биографическими данными режиссеров-участников, а также выступления ученых и практиков на тему "Модели времени в документальном кино".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;