Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЛюди, похожие на самих себяНаталия КАМИНСКАЯ Завершился театральный сезон 1999/2000 года. Магия трех нулей зовет на подведение каких-то особых итогов, диктует необычное настроение: то ли романтическое, то ли апокалиптическое. И все же стоит сохранять чувство реальности. В конце концов за плечами остался только лишь еще один активный театральный год. Пройдет летний отпуск, и начнется год следующий. Из этой обнадеживающей закономерности и будем исходить. Впечатления от спектаклей имеют особенность вытеснять друг друга - как хорошие, так и плохие. В нынешнем театральном сезоне хорошего было немало, поэтому неудивительно, что события осени-зимы заслонены последними удовольствиями. Спектакли Доннеллана и Фоменко попали в рейтинг не только благодаря своим достоинствам, но и от временной близости впечатлений. Всякий рейтинг, (см. рейтинг спектаклей московских театров на 9-й стр.) однобок и субъективен по отношению к живому процессу искусства. Что, впрочем, вовсе не означает, что эти заметки всеохватны и толерантны. Все премьеры сезона не удалось посмотреть никому, разумеется, и автору этих строк. А список, сброшюрованный в толстую тетрадку и распространенный Союзом театральных деятелей среди московских критиков, кого хочешь ввергнет в панику: около 60 драматических театров - и все активно выпускают свою "продукцию". На состоявшемся в прошлый четверг в СТД традиционном обсуждении итогов сезона царил тихий бедлам. Тихий, потому что никто ни с кем не ругался, а бедлам, потому что никто не смог прочертить магистральных линий и выявить тенденций. Картина сезона выглядела в выступлениях критиков симультанной (на языке сценографов это означает, что в одном пространстве смешаны все места действия пьесы). Пьеса получилась про то, что и кому понравилось. Однако понравилось многое, к тому же многим - одно и то же. Может быть, это тоже тенденция, и весьма оптимистичная. Помнится, два года назад то же уважаемое собрание говорило исключительно о фестивале "Золотая Маска", так как собственно московский сезон почти не оставил воспоминаний. Не то теперь. "Черный монах" МТЮЗа, "Одна абсолютно счастливая деревня" Мастерской П.Фоменко и "Борис Годунов" Д.Доннеллана не сходили с уст. Далее - кто что видел и кто чего не забыл. Изначально разные установки критиков: на заведомые события (известные имена режиссеров-актеров и популярные театры) или на сам процесс, вспыхивающий порой удачами в самых скромных театральных уголках, - не входили в противоречие друг с другом. Два спектакля Театра около дома Станиславского: "Нужна трагическая актриса" по пьесе А.Островского "Лес" и "Советская пьеса" С.Злотникова - последовательная шлифовка нетривиальной режиссуры Ю.Погребничко. Кому близка последняя, тот получил новую порцию удовольствия. К тому же в "Лесе" блеснул актерскими гранями своего таланта режиссер А.Левинский. Шесть премьер В.Беляковича в Театре на Юго-Западе с подтверждением репутаций старожилов труппы и интересным раскрытием новых артистов - явно хороший знак. С.Арцыбашев в своем Театре на Покровке поставил "Кабалу святош" и сам сыграл Мольера. Сыграл мощно, еще лучше, чем играл раньше. В Театре "Бенефис" в пьесе Гибсона "Двое на качелях" замечательно играет актриса О.Ковылина. Категории: "получилось", "интересно", "нравится" - явно не критического свойства, скорее зрительского. Но именно здесь позволю себе нащупать тенденцию нынешнего театрального сезона: наши театры наконец-то предоставили широкие возможности для зрительской радости. Не о новых формах речь. И даже не о формах совершенных. Скорее - просто о формах. Зрелища, оформленные и бесформенные, отчетливо противопоставились друг другу как свидетельства наличия профессии и ее отсутствия. Режиссерская "легкость в мыслях необыкновенная" (А.Житинкин, "Венецианский купец" Театра Моссовета), варварская безоглядность (М.Мокеев, "Зовите Печориным" Театра им. А.С.Пушкина, М.Шевчук, "Ромео и Джульетта" РАМТа), непопадание в жанр (Р.Козак, "Самое главное" МХАТа им.Чехова) - один полюс. Противоположный - чеховский спектакль К.Гинкаса и военная история П.Фоменко, в которых почерки Мастеров вполне узнаваемы, но особенно тверды, отчетливы, выразительны. Удовольствие от целого, от совершенства произведения во всех его компонентах - особая радость. И тогда актерские удачи кажутся естественными. В.Кашпур, И.Ясулович и С.Маковецкий в МТЮЗе, С.Тарамаев и П.Агуреева у "фоменков" - это, конечно, "вехи" сезона. Тот же Маковецкий в странном вахтанговском спектакле "Отелло" (режиссер Е.Марчелли) играет Яго хорошо. Но на редкость предсказуемо. Коврин же в "Черном монахе" - открытие для самого актера. Бывают актерские события, состоявшиеся и вопреки качеству всего спектакля. Такое, как мне кажется, случилось с М.Козаковым в роли Шейлока на сцене Театра Моссовета. А вот то, что, к счастью, приключилось с А.Калягиным в той же роли на сцене Театра "Et cetera", подходит под категорию "благодаря". В этом сезоне замечательный артист совершил явный творческий рывок - в отношении и себя самого, и руководимого им театра. Дважды удачно заманив в театр серьезных режиссеров (А.Морфова и особенно Р.Стуруа), актер Калягин интересно сыграл две классические роли: Дон Кихота и Шейлока, а театр приобрел два по-настоящему профессиональных спектакля. "Блуждающий" А.Филиппенко тоже дважды порадовал: своим Антонио в "Шейлоке" Театра "Et cetera" и Сатиным в "На дне" Табакерки. Последний спектакль - счастливый результат репертуарно-кадровых поисков О.Табакова. Сильное и остросовременное зрелище поставил по хрестоматийной пьесе А.Шапиро. Избалованная успехом труппа и известный режиссер вступили здесь в явно необходимый друг другу диалог и обрели качество не столько новое, сколько высокое. На спектакле Театра Ленком "Город миллионеров" один известный критик заметил: "Сижу и радуюсь, как простой зритель". Это забавное признание, право, просится в критерий нынешнего сезона. Если пришла пора отрешиться от цеховых амбиций, если коммерческое качество зрелища не оставляет в осадке его чисто художественных достоинств, если, наконец, успех у публики перестал быть для критика дурным знаком, то, может быть, все мы наконец выздоравливаем. Декорация О.Шейнциса, откровенным своим шиком не похожая на его же прежнее творчество, блистательная игра А.Джигарханяна, давно не достигавшая такого класса, мощный сантимент, столь непривычный на ленкомовской сцене (режиссер Р.Самгин, худрук постановки М.Захаров), - кто скажет, что все это плохо, пусть бросит в меня камень. Поиск театрами квалифицированной режиссерской помощи со стороны был в этом сезоне явно плодотворным (что случается далеко не всегда). Постановка литовцем Р.Туминасом в "Современнике" шиллеровской "Марии Стюарт" ("Играем... Шиллера!") стала событием. Давно так не играли на сцене М.Неелова и Е.Яковлева. Давно самобытная и выраженно национальная по своей природе режиссура не вступала в такое органичное взаимодействие с русской актерской школой. Впрочем, в этом сезоне на сцене "Современника" произошло еще одно событие - Ч.Хаматова замечательно сыграла Патрицию в неровном, но, на мой взгляд, значительном спектакле Г.Волчек "Три товарища". Под занавес сезона эта актриса вышла и на сцену РАМТа в спектакле А.Бородина "Дневник Анны Франк". Этот негромкий, но сильный спектакль обязательно найдет своего зрителя - того самого, которого чуть было не растерял за последние два года РАМТ в своих беспорядочных поисках. Театр, последовательно приглашавший юную публику к серьезному "чтению" и искреннему тону разговора, с этим спектаклем вновь вернулся на ранее завоеванные позиции. Осенью режиссер М.Левитин показал в "Эрмитаже" свою версию толстовского "Живого трупа". На роль Протасова пригласил актера Таганки Ю.Беляева, и эта работа, без сомнения, также стала удачей сезона. Как и потрясающая в своем образном лаконизме декорация Д.Боровского. Как, думаю, и само левитинское решение пьесы - столь несвойственные ему прежде бережное чтение авторского текста и внимание к зрителю. Здесь, возможно, может идти речь и о новых (для отдельно взятого режиссера) формах. О старых же, проверенных, однако по-прежнему живых и убедительных - речь в связи с двумя последними работами Ю.Любимова: "Хрониками" Шекспира и "Евгением Онегиным". "Человек, похожий на самого себя" - так называлась одна старая пьеса про М.Светлова. В сущности, это не так уж плохо, когда известные люди театра похожи на самих себя, когда они в хорошей форме и ею, этой формой, задают общему процессу определенную высоту. Вот уже и об антрепризе устали наконец говорить как о тотальной халтуре, выгодно оттеняющей профессиональный стационар. Все смешалось в нашем театральном доме согласно талантам и возможностям. При этом как-то незаметно успех у зрителя перестал быть критерием дешевого заигрывания. Кто знает, может быть, явное количество удач этого сезона - просто случайность? Или карта легла, или звезды расположились? Однако случилось, и будет с чем сравнить, что вспомнить. Также в рубрике:
|