Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7234) 13- 19 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВсемирной паутины бояться не стоит. А чего стоит?ЕВРОПА-2000Юлия РОГОНОВА В рамках акции "Литературный экспресс "Европа-2000" прошло мероприятие под названием "Интернет-ток-шоу". Ведущий встречи Олег Попцов задал тон разговору, проследив путь развития прогресса от начала книгопечатания через изобретения кино и телевидения к Интернету. Последнее достижение человеческой мысли особенно занимало литераторов. Общий настрой был одинаков - Всемирной паутины бояться не стоит. Как кино не убило театр, так и Интернет не победит книгу. Марина Кудимова даже считает, что "начало мирового Интернета - это духовная связь между художниками всего мира". Хотя представления о форме книги будущего различны. Одни писатели считают, что "с компьютером в метро не наездишься". Вместе с тем Алексей Чулаки высказал мнение, что "через пять лет электронные книги будут удобнее, чем обычные". По мнению многих писателей, Интерент сближает автора и читателя, делает невозможным издательскую цензуру. Однако есть и опасения снижения уровня литературы. Например, Фазиль Искандер озабочен стилистикой книг, "пришедших к читателю через технику". Вместе с тем в Интернете возникают абсолютно новые жанры искусства или причудливые гибриды уже существующих. Датчанин Томас Вольфард рассказал о новом интернетовском проекте ЮНЕСКО. Поэтический сайт дает возможность слышать голос поэта, видеть текст и одновременно читать подстрочный перевод. Это революционный подход к старому вопросу о переводе поэзии на другие языки. Вторая тема касалась современной литературы. "Утратил ли русский писатель свою традиционную роль пророка?" - вопрошал Олег Попцов. "Я боюсь кровавой каши, поэтому не хочу быть пророком", - заявил Владимир Салимон. Остальные собравшиеся обсуждали вопрос более абстрактно. Игорь Золотусский сравнил русскую литературу с огнем, который ушел под землю, но где-то и когда-то обязательно выйдет на свет. Лев Аннинский добавил, что огонь выйдет наружу, "если мы этого захотим". Фазиль Искандер поделился рассуждениями о типах писателя: "Есть тип писателя-борца, для которого главным являются вторжение в жизнь и попытка изменить ее течение более или менее явными средствами. Такому писателю может быть свойственна этическая сила, но редко - этическая тонкость. Другой тип писателя - созерцатель, для которого непосредственное вторжение в жизнь противопоказано. Он считает, что нет смысла бороться с глупостью, ей на смену придет другая. Каждый из них прав по-своему". Многие проблемы российских писателей оказались близки и их зарубежным коллегам. Инга Линдквист посетовала, что шведские писатели совершенно не свободны. Они зависят от издателя, от литературного рынка, на котором книга стала таким же товаром, как матрас или диван. Ею торгуют на вес, оттого и наблюдается тенденция к увеличению объемов романов. Болгарские авторы озабочены проникновением политики в литературу, а также стремлением писателей равняться на политических лидеров, которые, как известно, "заняты мыслью, как награбить больше денег". Говорили еще о многих вещах: об авангарде и драматургии, о дамской и любовной литературе, о массовой культуре и невостребованности поэзии. Но самый главный, как мне кажется, вопрос так и остался без ответа. Никто не взял на себя смелости уточнить, где же, когда и в каком виде выйдет из-под земли потаенный огонь не только русской, но и мировой литературы. Также в рубрике:
|