Радиогерои вышли на сцену
"Бойня" Мрожека в Польском культурном центре
Татьяна ПЕТРЕНКО
Славомир Мрожек - частый гость на московских сценах. Только за последние десять лет А.Гончаров, Р.Козак, А.Вилькин, Б.Щедрин, М.Зоннештраль поставили спектакли "Горбун", "Вдовы", "Эмигранты", "Кароль", "Контракт", даже в кукольном театре Л.Хаит выпустил "Серенаду". Написанная семнадцать лет назад в Париже радиопьеса "Бойня" никогда прежде не игралась на сцене. В этом году впервые поставлена в Польском культурном центре в Москве. Режиссер спектакля Артур Зариковский известен своими постановками ("До третьих петухов", "Лесная песня", "Шуты гороховые") в Московском театре "Лукоморье", кроме этого, на Малой Бронной долгое время шла его "Элегия", а в Студии киноактера - "Хобби света" по произведениям Вознесенского с Т.Самойловой в главной роли. Совсем недавно появились его "Ночные встречи" с артистами Вахтанговского театра. В "Бойне" мы не увидим декораций, сложных костюмов, тем более занавеса. На сцене лишь рояль да раскачивающиеся брусья, в статичном положении напоминающие балетный станок. Главные герои - мать (Н.Мордкович) и сын (А.Зариковский). Мать привыкла заботиться о сыне, а сын привык принимать эту заботу. В их размеренную жизнь, где сын играет на скрипке, а мать, чтобы не мешать, слушает за дверью, врывается молоденькая флейтистка (Н.Богомаз), соседка, которую герой без спроса пригласил к себе. Он безумно боится, что об этом узнает мать, но скандала не избежать. И вот мать появляется на пороге. Так дрессировщик входит в клетку вышедшего из-под контроля питомца. Великолепно проводит эту сцену Наталия Мордкович. Лишь на мгновение мы видим ее растерянность. Но уже в следующую минуту она стремительно переходит в наступление, яростно загоняя девушку в угол. Сцена похожа на поединок хищниц, где опытная, в первый момент спасовавшая перед наглой напористостью, придя в себя, легко обращает в бегство молодую. Сын же, находясь между двух огней, напоминает молодого бычка, еще не умеющего бодаться, но уже издающего грозное мычание. Теперь он не намерен ждать. Он хочет получить гениальность у самого Паганини. В этой сцене скрипача и маэстро разделяет рояль, как огромная черная пропасть, что пролегла между посредственностью и гениальностью. С лица Т. Тюриной, играющей Паганини, не сходит надменная улыбка искусителя..
"Бойня" - пьеса непростая, таящая в себе несколько версий объяснения происходящих событий. Ее можно назвать пьесой конфликтов. Они тут возникают на каждом шагу и, никак не разрешившись, уступают место новым: между матерью и сыном, между ней и девушкой, между сыном и маэстро, между классикой и попсой, между утонченной мелодичностью и грубым мычанием. Парадокс же всех этих конфликтов в том, что никто из героев не желает от них избавиться, тем самым превращая в абсурд не только конкретную ситуацию, но и всю жизнь.