Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7235) 20 - 26 июля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Чрезмерный талант, или Десять лет без Параджанова

Беседу вел Гагик КАРАПЕТЯН
Фото В.ПЛОТНИКОВА


С.Параджанов

Известный кинорежиссер Роман Балаян рассказывает о неизвестных подробностях гулаговой эпопеи, которую пережил его замечательный коллега - Сергей Параджанов.

    

- Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Сергеем Иосифовичем?

- Если не изменяет память - в 65-м году. В Киеве после триумфа его фильма "Тени забытых предков" все мне говорили: Параджанов - гений. Но фильма я пока не видел, и Сергей был как бы неинтересен. Я лишь слышал о некоторых его нестандартных наклонностях и не очень стремился к знакомству.

...Мы пришли к нему с моим однокурсником, сыном бывшего главного редактора Киностудии имени Довженко. Параджанов открыл дверь. Однокурсник, которого Сергей в детстве качал на коленях, с ним был на "ты": "Сережа! Рома - мой сокурсник, армянин..." - "Чему-чем, чему-чем, мэре кунем, ля-ля-ля-ля!" - запел Параджанов по-армянски с матерными рифмами. Его армянский мат очень меня покоробил. Но мы уже зашли в квартиру. А он продолжал разговаривать в той же стилистике и все меньше и меньше мне нравился. Спустя полчаса мы покинули его. И Параджанов сказал мне напоследок: "Заходи, но без дураков". Он имел в виду однокурсника: тот, видимо, Сергею не нравился.

В гости, естественно, после такой встречи я не рвался. Однажды в какой-то компании встретились, и я спросил Параджанова: "Когда можно посмотреть "Тени"?" - "Неужели фильма не видел?" - "Нет". - "Завтра в студии просмотр для милиционеров". - "Прежде хотел бы прочитать сценарий". (Тогда модно было сравнивать, насколько сценарий отличается от режиссуры) - "Сценария нет - есть книжка". Я ее достал, успел прочесть. И обалдел. Почти все, что ощутил (безусловно, не в той мере, как Параджанов), увидел на экране. Пришел к нему: "Я в восторге. Картина - гениальный кинопримитив". Он не понял и обиделся: "О чем говоришь?" - "Примитив в лучшем его смысле", - пытался я втолковать. В кино это, в отличие от живописи, удается чрезвычайно редко. С этого дня я действительно стал считать его гением. И перестал обращать внимание на его странности.

    

- Когда почувствовали, что киевские власти начали "охоту" за Параджановым?

- В 66-67-м. Примерно два месяца он ждал от Укргоскино ответа на сценарий "Киевских фресок", когда появились фантастические, непонятные замечания. Три дня продолжались пробы, где я бесплатно (на казенные деньги фильм не запустили, ибо решили: пусть сделает пробы, а там посмотрим) трудился ассистентом режиссера. Почему-то сразу стало понятно: картину "закроют". Что и произошло после просмотра проб.

Его грядущий арест витал в воздухе. Еще на премьере "Теней" в начале 64-го (меня тогда не было в Киеве - впервые приехал туда в октябре того же года) друг Параджанова Иван Дзюба, замечательный человек, поднялся на сцену и после нескольких фраз о фильме сказал в микрофон примерно следующее: "Товарищи! Во Львове арестованы художник такой-то и такие-то, такие-то..." Тут же Дзюбу снесли с подиума, выключили микрофон. А Сергей, уже тогда боевитый, что-то ляпнул. С той премьеры, ставшей опасным прецедентом для Киевского КГБ - вероятно, самого страшного в СССР, - на мой взгляд, и началась его драма. Плюс Параджанов стал везде - на улицах, дома, по телефону - чесать язык о "сволочах" во власти.

    

- В те годы уже практиковался "надзор" за деятелями искусства в Киеве?

- Конечно, Параджанов был не единственным объектом особого внимания властей. После премьеры "Теней" арестовали известного поэта Стуса, а Сергей, единственный из мира кино, подписал коллективное письмо за освобождение Стуса. В 68-м или 69-м чекисты взяли того самого Дзюбу, написавшего очень хорошую, далеко не сепаратистскую книгу "Украина и русификация" (ее примерное название). Только Параджанов навещал его в тюрьме, носил передачи. А я, мальчишка, нес с Сергеем эти авоськи.

Параджанов в принципе любил играть с огнем. Что очень многие считали (и считают до сих пор) эпатажем. Однако, на мой взгляд, это и есть свобода личности. Способ жизни, очень органичный для Параджанова.

    

- Помните подробности его ареста?

- Примерно за 4-6 месяцев до ареста у Параджанова поселился Валентин Паращук, который написал интересный сценарий... Парень хотел учиться во ВГИКе, и Сергей настоятельно просил: "Почитай! Колоссальная вещь! Фантастический сценарий! Классный!" Действительно классный.

Сергея взяли так. Параджанов с Паращуком вернулись в Киев из Минска или Москвы, где он участвовал в совещании, куда его не приглашали. Вдруг звонит архитектор Оксана Руденко, которая, рыдая, сообщает: ее коллега Миша Сенин кончил жизнь самоубийством. Параджанов закричал в трубку: "Сволочи! Коммунисты! Не верю! Это они его убили! Ты где? Подъезжай ко мне!" - "Буду через полчаса". Однако максимум через 15 минут позвонили в дверь. Сергей пошел открывать. Вошли пятеро или четверо, назвались и тут же: "Вы арестованы!" Сергей помнил, что от них несло перегаром. Вдруг один из них, гулявший по квартире, заметил кого-то на балконе. Эта была Руденко, приехавшая не через полчаса, как ожидалось, а через семь минут. Нежданные "гости" ее выгнали.

Если бы не Оксана, никто бы не узнал, что случилось с Сергеем. Светлана, его жена, и Сурен Шахбазян, замечательный человек и оператор, три дня не могли выяснить, где Параджанов. Они звонили и в МВД, и в КГБ - всюду отвечали, что ничего не знают об аресте. Лишь на третий день в Госкино пришли из КГБ и, прервав какой-то просмотр, сообщили: ваш сотрудник арестован и обвиняется по шести статьям Уголовного кодекса Украины.

    

- Паращука тоже взяли?

- Не знаю. Но парень спустя день или два позвонил: "Рома! Там страшно - надо помочь! Надо звонить Герасимову, другим мастерам..." Я не до конца уверен относительно Паращука: действительно ли он "подсадная утка", как уверяли все друзья. Хотя многие так считают до сих пор.

    

- Тогда же возник широкий круг людей, боявшихся даже произнести вслух имя Параджанова?

- Безусловно. Почти все местные испугались. Никто из тех, кто мог, за него не заступился. Я имею в виду официально. Из Еревана пришли письма ЦК, других ведомств. Шкловский с Тарковским написали Щербицкому, тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии Украины. С Дзюбой я тайно встречался около метро. "Боюсь, что это дело политическое", - догадывался Дзюба.

Накануне суда, заседания которого начались спустя три месяца после ареста, сестра Параджанова из Москвы хотела привезти с собой адвоката, звонила в Киев, а назначенный судья успокаивал: "Зачем адвокат? Самое большее, что ему грозит, - год условно". Мы все поверили. Я и мой ереванский товарищ Роберт - молодые и дурные, на третий день суда подошли к назначенному из Киева адвокату. Хороший парень с фамилией Шевченко. "Как он?" - "Все нормально, но дело в том человеке". И показывает на незнакомца. "Кто такой?" - "Воробьев. Фигурирует в качестве объекта насилия со стороны Параджанова". - "Да вы что?" Мы подошли к парню, завели его в телефонную будку. Роберт, каратист, стал ударять его в печень: "Слушай, сука! Если выступишь против Сергея, пожалеешь..." - "Ребята! Я-то все отрицаю - у меня двое детей. Но сам Сергей Иосифович говорит..." Потом выяснилось - они с Сергеем шесть лет "тесно дружили", а за день до ареста ему пригрозили: дашь показания на насилие со стороны Параджанова, и мы ничего не сообщаем ни твоей жене, ни на твою работу. Им нужно было выдумать жертву насилия.

    

- Как узнали, куда отправили Параджанова после суда?

- Уже не помню. Важно другое: спустя год я, Беляков, ныне покойный оператор, Михаил Беликов, его жена Татьяна и Виктор Джорбенадзе, приехавший из Тбилиси друг Сергея, сели в машину и поехали в тюрьму. Когда разрешили, между нами ходил лейтенант с мухобойкой и с поврежденным глазом. Показав на офицера, Сергей сказал: "Если бы не он, меня бы давно убили". Посадили с Параджановым некоего вора в законе. Кстати, армянина, который, узнав, что сосед по камере - педераст, согнал Сергея с нар и выставил в дождь на улицу. Параджанов часа три там дрожал, пока случайно его не увидел этот лейтенант: "В чем дело, заключенный?" В первые дни добрее там оказались, как ни парадоксально, охранники, понимавшие: с Параджановым что-то не то. Пока его дело добиралось до тюрьмы, кем-то запущенный слух долетел до нар: посадили педераста. На самом деле сегодня таких, как Параджанов, называют бисексуалами. Таких в зонах немало. Хорошо запомнил признание Сергея после лагерей: "Я, дипломированный советскими властями как педераст, думал там только об одном: Господи, хоть бы не опустили!" И три месяца он этого боялся, пока наконец не пришло его дело.

    

- Помните ваши впечатления, когда впервые увидели его в тюрьме?

- Мы встретились в отдельной комнате лагеря, выстроенного на территории гранитных рудников. Сначала заметили его за окном: остриженный, усы остались, но крохотные... Он настолько исхудал, что поначалу его не узнали. Вдруг обнаружил у него абсолютное отсутствие подбородка. Словом, Параджанов выглядел очень непривычно, даже смешно. Сразу стали шутить, хохотать. Дали Вите возможность наговориться с Сергеем по-грузински, а сами отвлекали разговорами лейтенанта.

Когда прощались, Витя и Таня заплакали. Мы с Мишей хорохорились, рассказывая анекдоты. И Сергей так же себя вел. А потом он отошел и вновь встал за окном - абсолютно одинокий, брошенный всеми человек. После войны так выглядели нищие.

    

- Кем он трудился в лагере?

- Дворником. Там быстро с ним определились. Позже он просил всех присылать фотографии актеров и актрис, снимавшихся в его фильмах, газетные статьи, из которых было понятно, что он - режиссер. В лагере никто не верил, что он, рядовой фраер, имеет отношение к кино. Не припомню, как много вырезок и фото, где Сергей изображен с известными коллегами, я выслал ему.

    

- Когда Параджанов вернулся на свободу, не возникало ощущения, что он опустошен?

- Нет. После его возвращения возникло парадоксальное ощущение: это мы находились в тюрьме, а он - на свободе. Сергей наконец-то нас навестил: хохотал, как и прежде, продолжал нести нелепицы. Кому-то показалось: Параджанов вернулся озлобленным. Это неправда. Он за решеткой сидел озлобленный. Как так? Раньше он, как говорится, головой потолок ломал за друзей, а когда с ним случилось такое, никто палец о палец не ударил.

    

- Многие из тех, с кем я беседовал, предполагали: власти Украины ни при чем - "заказ" на Параджанова поступил из Москвы.

- Они неправы. Дело Параджанова состряпано представителями украинских властей. Механизм Системы был запущен против него в результате чьей-то (чиновников по рангу намного ниже Щербицкого) обиды или злости. Вероятно, кого-то сильно задевали речи Параджанова. И на него "капали" куда следует. Плюс ушел со всех постов предыдущий руководитель республики Шелест, который с Параджановым вроде бы дружил. За месяц до посадки Сергея Юра Мелко (теперь живет в Вашингтоне) сказал: "Сережа! Тебя хотят посадить". Параджанов ухмыльнулся: "А я буду продолжать говорить все, что хочу". - "Да тебя не за это возьмут. Тебя посадят как педераста". - "Меня! Как педераста?" Версия Мелко выглядела так: Щербицкий стремительно прощался с людьми Шелеста. Не знаю, откуда это узнал Юра, но его прогноз спустя месяц оправдался.

И еще. Щербицкому не надо было советоваться с Москвой, он все делал так, как хотел. А случилось это, видимо, так: кто-то пришел к нему с досье на Параджанова, а там одни гадости. Последовала желанная для кого-то резолюция: "Немедленно убрать, изолировать от общества!"

    

- Но "кто-то" - человек КГБ или ЦК Компартии Украины?

- Думаю, речь идет о совместной акции отдела культуры ЦК КПУ и республиканского КГБ. Параджанов постоянно поносил какого-то инструктора ЦК в сфере культуры. Забыл фамилию: он мало кому нравился среди моих коллег. Я ни разу не видел его - человека, написавшего ужасную статью о поэтическом кино сразу после ареста Параджанова.

    

- Как отразилась тюрьма на судьбе Параджанова?

- Недаром он писал оттуда о своих "университетах", желая Тарковскому и мне минимум год посидеть за решеткой (эту записку я передал Светлане). Наконец, там у него нашлось время помолчать. Появилась возможность сосредоточиться, заняться собой, своей внутренней жизнью. Правда, он всегда умел оставаться одиноким, несмотря на окружение.

Параджанов в тюрьме ушел в свое невиданное прежде искусство.

...Я редко рассказываю о Параджанове, ибо почти все мои воспоминания - непечатные. Но я люблю Параджанова, наверное, даже больше, чем остальные. Сергей был полон сострадания к ближним. А как он умел прощать тех, кто его предавал! Что мне интересно в Сергее? Сокрушительное жизнелюбие. Несмотря ни на что и ни на кого, Параджанов - человек-хохот. Который никогда и никому не демонстрировал ни секунды скуки.

    

- Вы впервые для меня открыли удивительное качество Параджанова: прощать тех, кто его предавал.

- Нет человека, которого бы он не простил при жизни. И до лагерей Сергей всегда был таким: обгадит, расцелует, прощает, обожествляет... Знаете, Сергею очень нравился каратомер - прибор, определяющий параметры бриллиантов. Этого тонкого чувства меры в поведении у Параджанова никогда не было. Его талант в искусстве был чрезмерен. Как и в жизни.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;