Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7236) 27 июля - 2 августа 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Театральная провинцияФантастический реализмДемонстрируют гастроли Русского театра драмы из Уфы УФА - ЧЕЛЯБИНСКДмитрий БАВИЛЬСКИЙ
Сразу скажу: давно не видела Челяба такого мощного, красивого, во всех смыслах благополучного театра. Профессионализм и вкус. Зрелищность и непровинциальность. Остроумие и глубина. А актеры! Гастроли открыли "Без вины виноватые" А.Островского. Валерий Ахадов поставил один из лучших своих спектаклей во славу русского провинциального театра. Стилизованные под дореволюционную антрепризу плоскостные декорации (только в финале открывающие, обнажающие зеркало сцены) В. Виданова, будка суфлера (в антрактах суфлер вылезает на сцену и общается со зрителями) переводят мелодраматическую историю о вновь обретенном сыне в изысканное и глубокое размышление о сути театрального искусства. Ахадов лишил Островского малейшего намека на быт, поставив его так, как повелось у нас ставить Шекспира, - легко, шутя-играючи. Весь мир - театр, все люди - актеры, словом, все жизни - цитаты из каждого поворота сюжета. Помимо внешней эффектности, постановку отличает неожиданная проработка навязших в зубах и, как ранее казалось, затянутых сцен. Их постановщик переводит в другой жанр или взрывает парадоксальностью решения. Кручинина (Диана Кулик) здесь достаточно молода. Поэтому поначалу чувства ее к Незнамову (Дамир Ширяев) - отнюдь не материнского толка. Сквозь постановку Ахадова лейтмотивом проходит "Гамлет". "Снегурочку" того же А. Островского можно сравнить с "Бурей" или "Двенадцатой ночью". Сказочные берендеи ничем не отличаются от ариэлей, а Снегурочка (Татьяна Григорьева) в изумительном наряде - от неземных шекспировских леди. Ну и белый стих почти елизаветинской драмы. В последнее время Шекспира так и играют - ярким, зрелищным шоу, отталкиваясь от повода первоисточника, как от берега. Мифопоэтические представления славян ничуть не хуже подобных же западных эпических циклов. Но - роднее. Яркую и зрелищную постановку главрежа театра Михаила Рабиновича можно было бы назвать идеальным детским спектаклем, если б не море разливанное эротизма. Он во всем: песнях-плясках (балетмейстер Александр Пепеляев), светомузыкальной партитуре Анатолия Кузнецова, костюмах Аллы Коженковой. Любили ж предки, пока язычествовали, во славу бога Ярилы, мало не покажется! Настоящее синтетическое зрелище - просчитанное, выверенное. И, главное, по духу все это буйство совершенно не противоречит сути драматургии классика. Здесь машинерия не подавляет, она соразмерна остальным составляющим. Апофеоз такого подхода - "Черный иноходец", фантазия Михаила Рабиновича по мотивам башкирского фольклора. Народный эпос, собранный Г. Шафиковым, играют и танцуют, правда, под музыку калифорнийского минималиста Филипа Гласса ("Снегурочку" озвучивал эко-джаз Пола Уинтера). Та же столичная постановочная команда создала смысловую, стилистическую рифму "Снегурочке". Легенды и мифы малой нации - повод для самодостаточного зрелища в модном ныне этнодухе "World muzic". Островского в Уфе ставят, как Шекспира, сказания этноса со становящейся государственностью - как Островского, который едва ли не с исчерпывающей полнотой реконструировал русский космос. В результате - точный коктейль из зрелищности и традиций. Особого упоминания заслуживают актеры театра, каждый раз не похожие на свои же предыдущие воплощения (скажем, у Валерия Малюшина три совершенно разные главные роли!). Дуэт "Снегурочки" и "Иноходца" говорит о дружбе народов больше самодеятельных смотров-конкурсов. Зрелый и грамотный уровень театра - идеальная пиаровская акция для просвещенных властей, его содержащих. Кажется, что за несколько гастрольных дней я узнал об Уфе и Башкирии больше, чем за последние годы. Также в рубрике:
|