Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7236) 27 июля - 2 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Рижский оперный театр: По направлению к барокко

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Фото ИТАР - ТАСС


Рижский оперный театр

Вот уже третий год, как Рига обзавелась собственным оперным фестивалем. Инициатор и главный движитель его - директор Национальной Латвийской оперы Андрей Жагарс - задался целью поднять оперное дело в Латвии до уровня европейских стандартов, и, похоже, ему это удается. Великолепное здание театра, где в прошлом году завершились реставрационные работы, высится над площадью и парком величественным белым кораблем, несущим на своих палубах персонажей опер Верди, Пуччини, Штрауса, Генделя и Глюка. А рядом еще продолжается активное строительство малой сцены с залом на триста мест - там планируется ставить авангард и оперы ХХ века (в том числе и латышские). К 2001 году зал должен быть готов - предвидятся грандиозные торжества по поводу 800-летия города Риги, которому по сему историческому поводу будет присвоено на год высокое звание культурной столицы Европы.

Латвийская Национальная опера собирается внести посильный вклад в празднование юбилея: после того как финансирование театра хлопотами нового министра культуры Латвии было увеличено на 30 процентов, стало возможным готовить не по одной, а по нескольку премьер в сезон. К будущему сезону готовится целых пять новых спектаклей: рядом с репертуарными "Волшебной флейтой", "Севильским цирюльником", "Кармен" и "Доном Карлосом" в афише появится и новая опера голландского композитора Кристофа Кнапика - впрочем, она еще не закончена и названия у нее пока нет. Зато уже доподлинно известно, что идти она будет целых пять с половиной часов - так что выдержать это испытание сможет лишь закаленный опероман, да и то при условии продолжительных антрактов между актами. Опера Кнапика как раз и откроет камерный оперный зал - предполагается, что больше трехсот зрителей на нее и не соберется.

В августе в зените юбилейных торжеств театр покажет на открытой сцене в городском парке свою знаменитую "Аиду" с красочно-декоративными панно известного сценографа Илмара Блумберга. По слухам, партию Амнерис в юбилейном спектакле будет петь Ольга Бородина.

Но все эти эпохальные события произойдут в 2001 году. А пока Рижский оперный театр традиционно завершает свой сезон фестивалем, который прошел в два пятидневных цикла в первой и во второй декадах июня. Во втором цикле за пять вечеров в театре состоялось четыре оперных спектакля и один концерт, посвященный памяти депортированных в 1941 году латышей: исполнялся Реквием Верди. Как обычно, в дни фестиваля театр был переполнен. В партере оживленно переговаривались группки иностранных туристов из Скандинавии, Германии и Англии, приехавшие в Ригу специально на фестиваль в рамках становящегося все более популярным среди любителей оперы в Европе "культурного туризма". Впрочем, в последние годы и сами рижане ощутили вкус к посещениям своего оперного театра, в котором в молодые годы дирижировал "Летучим голландцем" сам Рихард Вагнер. Вышколенные и пунктуальные молоденькие капельдинеры, блистающие свежей позолотой ярусы, роскошные люстры и старинные бронзовые светильники, новенькие кресла с привинченными к спинкам медными табличками с именами дарителей, пышные росписи нефов и круглого потолка - все это сочетание старины и новизны, блеска и света, дерева, металла и красок создают в театре неповторимое очарование, атмосферу изысканности и элитарности, в которой витает простая, но весьма соблазнительная для обывателя мысль о том, что посещать оперу - это престижно, интересно и приятно.

Ко всему внутри этой отличной упаковки театр предлагает и весьма качественный художественный продукт, как правило, с оригинальной и занятной режиссурой и концептуальной сценографией. В Прибалтике всегда процветали прикладные искусства. Это увлечение естественным образом распространилось и на сферу сценографии - и потому очень часто главным достоинством оперных спектаклей становится именно их оформление. В театр приглашаются такие крупные сценографы, как Илмар Блумберг (оформивший "Аиду"), Андрис Фрейбергс (ему предстоит в будущем году заняться "Волшебной флейтой"), а также менее известные, но порою не менее талантливые молодые художники: например, в спектакле "Евгений Онегин" работа молодой Иевы Юрьяне, выстроившей свои остроумные сценические композиции на грани пародии и едкой иронии, стала настоящим шоком для традиционно ориентированных зрителей.

Звездных голосов в труппе нет - зато в ней есть немало хороших, крепких профессионалов вроде Николая Горшенина и Самсона Изюмова, сложился отличный ровный ансамбль исполнителей стабильно высокого уровня, подобрался неплохой оркестр, которым успешно руководит на редкость темпераментный литовец Гинтарас Ринкявичус.

В этом году наряду со спектаклями прошлых лет на фестивале была показана и главная премьера нынешнего сезона "Орфей и Эвридика" Глюка в постановке Банюты Рубесы, канадской латышки, до этого работавшей в основном в области драматического театра и ставшей известной на родине благодаря привезенному спектаклю "Танго Лугано". Вместе с "Альциной" Генделя (режиссер Кристина Вусс, сценограф Андрис Фрейбергс) опера Глюка обозначила особое направление в репертуаре театра - в сторону оперы-seria. В самом деле, на постсоветском оперном пространстве оперы-seria практически не ставятся, и огромный пласт барочной музыки, в котором сочинения Генделя занимают далеко не последнее место, кажется, прочно забыт в театрах, традиционно ориентированных на романтическую оперу. Обращение рижского театра к операм Генделя и Глюка - красноречивый и значимый культурный ход, инициатива которого принадлежит молодому дирижеру Андрису Вейсманису, увлекающемуся аутентичным исполнительством и даже исполняющему порою контратеноровые партии в камерных концертах. Благодаря постановкам "Альцины" и "Орфея" рижане смогли нащупать свою, еще никем не занятую репертуарную нишу, обозначив некое репертуарное "ноу-хау" в регионе, - и это на фоне растущего спроса на барочную оперу и аутентичное исполнительство, каковое культурное движение, начатое еще в 70-х годах Шарлем Арнонкуром, ныне становится чуть ли не доминирующим. Для труппы постановка "Альцины", эстетская, даже вычурная, с костюмами галантной эпохи и стилизованным под времена Люлли балетом, с умилительно наивными и трогательными подробностями театральной эстетики XVIII века, стала настоящим прорывом к новой для них музыкальной выразительности, основанной на аффектах и предъявляющей, между прочим, особые требования к технике и выносливости певца.

Конечно, строго говоря, постановку "Альцины" нельзя назвать вполне аутентичной - в ней нет оркестра, использующего старинные инструменты, не пересмотрен строй, не привлечены барочные певцы, специализирующиеся исключительно на операх-seria, как это обыкновенно принято в Европе. У рижской оперы возможности в этом смысле ограниченные, однако камерный оркестр, подобранный Вейсманисом, что называется, "с бору по сосенке", демонстрировал неплохое владение барочным стилем, а певцы, хоть и слегка задыхались, штурмуя вокальные трудности извилистых и протяженных барочных фиоритур, все же в целом вполне справлялись с исполнением многочисленных "арий гнева" и "арий lamento", кочующих у Генделя из оперы в оперу (так, в центральной, "патетической", арии Брадаманты "Cara sposa..." я узнала арию Армиды из генделевской оперы "Ринальдо", которую Гендель считал одной из двух своих лучших мелодий) . Особенно хороша была в роли волшебницы Альцины признанная прима театра Сонора Вайце; она в совершенстве владела своим гибким и полетным колоратурным сопрано, позволившим ей отображать и любовные призывы, и страсть, и гнев покинутой женщины.

После "Альцины" обращение к культовой опере Глюка "Орфей и Эвридика" стало логичным развитием уже обозначенной в репертуаре культурной интенции. Великий оперный реформатор, на деле не так уж далеко отошедший от канонов seria, создал на основе вневременного и универсального античного сюжета о любви, превозмогшей смерть, столь совершенное оперное творение, что, когда слушаешь эту божественную музыку, каждый раз захватывает дух. Пожалуй, лишь Клаудио Монтеверди из десятков композиторов, эксплуатировавших орфическую тему, начиная с первопроходцев оперы Джакопо Пери и Джулио Каччини, сумел достичь сравнимых с глюковскими по силе эстетического эффекта художественных вершин. В театре обратились ко второй, так называемой "парижской" редакции оперы, в которой партия Орфея написана для контратенора. На фестивале Орфея пел приглашенный из Швеции Михаэль Беллини: гармоническое сочетание актерской одаренности, непринужденности и вокального мастерства позволило ему столь искренно и вместе с тем непритязательно просто прожить на сцене одиночество, неутешные страдания и слезные мольбы своего героя, что опера Глюка из схоластического раритета на глазах превратилась в живое и волнующее повествование, путешествие чувства из мира потустороннего в зазеркальный виртуальный мир, в котором космическое и подземное переплетены в виртуальном пространстве телевизионного эфира. Граница миров, которую пересекает Орфей, используя в качестве транспорта собственную двуспальную кровать, направляемую рыжекудрыми ангелочками, оказывается за дверью собственной спальни. А злобные фурии выглядят как роботы-инопланетяне, в которых много металла, но нет ни грана человеческого тепла. Однако даже их стальные наушники насквозь пробило божественное пение сына Аполлона - и, пройдя сквозь огромную спутниковую антенну-тарелку, Орфей попадает в Элизиум, где заключенная в прозрачную пластиковую коробку, как редкая и хрупкая орхидея, в вечном оцепенении пребывает его возлюбленная.

Сочетание монохромности и кричащих желто-черных тонов, абстракции и деталей идиллического пейзажа в сцене оплакивания Эвридики насытили спектакль многослойными и многозначными символами, среди которых преобладали хтонические. И хотя работа сценографа Ивара Новикса во многом представлялась спорной и не всегда внятной, в целом спектакль удался. Конечно, он получился менее изощренным и эстетским, чем "Альцина", но в этой простоте решения таилась своя прелесть.

На следующий день в театре давали "Богему". Этот спектакль не стремился раскрыть новых горизонтов современной постановочной мысли, он был поставлен вполне традиционно, скромно и корректно. Главной его достопримечательностью стала Инесса Галант в партии Мими, обладающая почти сверхъестественной способностью петь нежнейшим пиано на верхних нотах редкостно теплой, задушевной интонацией. Прекрасную пару ей составила порывистая и экзальтированная Дита Калныня в роли Тюзетты. А партию Рудольфа без особых проблем исполнил корейский тенор Уоррен Мок, прижившийся в театре настолько, что считается почти что членом труппы.

О спектакле "Евгений Онегин" мы уже писали в прошлом году. Заметим лишь, что со временем он обрастает новыми деталями и неожиданными акцентами - Виестурс Кайришс продолжает совершенствовать свое детище. (Зная ту тягу к беспредельной художественной свободе, которую культивирует молодой режиссер, можно примерно представить себе, в какое феерическое зрелище выльется порученная ему постановка "Волшебной флейты" в будущем году). Местная Татьяна - Анжела Кирсе - оказалась ничуть не хуже Татьяны Моногаровой, приглашенной на эту роль в прошлом году. Но настоящим открытием стал многообещающий молодой тенор из Литвы Эдгарас Прудкаускас, дебютировавший в партии Ленского с таким апломбом и победительностью истинного героя-любовника, что становилось непонятно, как это он может мучиться комплексами и страдать от неразделенной любви. Вокальные возможности Прудкаускаса таковы, что можно с большой долей уверенности предсказать ему блестящую международную карьеру - причем в самом ближайшем будущем. А рижскому театру придется опять решать извечную проблему: где найти тенора? В целом все фестивальные спектакли - включая "Саломею" Штрауса , показанную в первом цикле, - дали довольно объемную картину репертуарных предпочтений театра, в котором шедевры русской оперы органично сочетаются с традиционным романтическим театром, немецким экспрессионизмом и изысками барокко. Национальная Латвийская опера развивается, ищет, экспериментирует - причем очень активно и смело, не боясь срывов и неудач. И, похоже, недалеко то время, когда рижская опера будет готова вступить равноправным партнером в общеевропейское оперное пространство.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;