Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7121) 19 - 25 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Весенние каникулыГоре от ума - вариации на старую темуВрачи предупреждают: российский генофонд в опасности Александра ВОЛКОВА Не хочется сеять панику, но нашей популяции - я имею в виду человечество - грозит вырождение. В прямом и точном смысле этого малоприятного слова. Основание? Дисселерация. В переводе на родной язык - снижение роста. Самый чуткий показатель неблагополучия в популяции. И именно этот показатель зафиксирован у российских школьников ведущими терапевтами страны. По прогнозу научного центра "Школа и здоровье", к 2000 году здоровыми останутся менее четырех процентов выпускников школ. Если не будут приняты срочные меры... Многие знания - многие печалиИнститут возрастной физиологии провел серию сравнительных исследований в московской школе N 286: одновременно обследовали состояние здоровья ребят из двух параллельных классов, один из которых был обычным, а другой - гимназическим. Оказалось, что в гимназическом классе, где учебная нагрузка существенно выше, показатели состояния здоровья школьников значительно ниже, чем в обычном. Собственно, большой неожиданностью для ученых эти малоутешительные результаты не стали. 80 процентов детей, обучающихся в элитных школах "нового типа" - лицеях, колледжах, гимназиях, страдают от перенапряжения. Это неудивительно притом, что нагрузка в старших классах может достигать 15-16 часов в день. Естественное следствие такого напряженного учебного процесса - нервные срывы и вегетативно-сосудистые заболевания. И дело не только в том, что растим уж очень нервную элиту. Но главным образом в том, что эти ребята автоматически пополняют "группу риска", отчетливо предрасположенную к инфарктам, инсультам, сосудистым заболеваниям. Вопрос, куда же смотрит семья, школа и высокие государственные инстанции, как вы понимаете, риторический: многие программы, по которым работают в школах нового типа, не соответствуют санитарным нормам. Да, собственно, и не прошли их. Как известно, мы - страна, хорошо приспособленная, чтобы сказки делать былью. Но причины, по которым нам удалось полностью претворить в жизнь известное библейское изречение "многие знания - многие печали", пока до конца не ясны даже специалистам. Существует несколько гипотез. Ольга Артеменко, заместитель директора Института возрастной физиологии, исходит из того, что одаренность часто сопровождается патологией, какой-нибудь болезнью - явной или скрытой. Именно такие ребята - основной контингент привилегированных школ, куда счастливые родители вундеркинда и стараются его определить. С одной стороны, правильно - талант надо развивать. С другой - получается, что цена за это может быть непомерно высока - слабое здоровье. Впрочем, наверняка можно сказать только одно - ситуация требует комплексного исследования разными специалистами: психологами, физиологами, методистами. Тем более что и состояние здоровья учащихся обычных, нормальных школ тоже не внушает оптимизма. В здоровом теле - здоровый духПо статистике Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора РФ, у 50 процентов российских детей наблюдаются функциональные отклонения, 35-40 процентов страдают хроническими заболеваниями. Не надо оканчивать математическую спецшколу, чтобы подсчитать: лишь около 14 процентов детей можно назвать здоровыми. Показатели же о состоянии здоровья наших школьников очень напоминают сводку потерь с поля битвы. Судите сами. За период обучения в школе в 5 раз возрастает частота ухудшения зрения и нарушения осанки, в 4 раза увеличивается количество нервно-психических расстройств, в 3 раза - заболеваний органов пищеварения и мочеполовой системы. У многих школьников дисгармоничное физическое развитие: снижение показателей мышечной силы, емкости легких, массы и роста тела. Чтобы понять, куда мы движемся, сходите на выставку старинного оружия. Сверстники наших подростков из времен мрачного средневековья запросто махали такими мечами, которые с трудом поднимает целый лицейский класс. Кстати, возможно, тогда и родилась пословица "в здоровом теле - здоровый дух". Потому что и с духом у нас не очень: у половины подростков интеллектуальный и психологический уровень развития отстает от нормы, соответствующей их возрасту. По мнению академика Александра Баранова, одной из причин этого является расположение большей части России (в том числе и Москвы) в зоне низкого содержания йода в биосфере. Конечно, наши предки, выбравшие для проживания 850 лет назад эту тихую и прелестную местность, и не подозревали, что недостаток йода приводит к нарушениям нервной системы, снижению жизнедеятельности, заболеваниям щитовидной железы и мозга. Но мы-то это отлично знаем. Для сохранения интеллектуального потенциала России необходима йодопрофилактика. Между тем свернуты все профилактические программы, в том числе и профилактика йодной недостаточности. Сотрудник научного центра "Школа и здоровье" Антонина Хрипкова одной из причин ухудшения здоровья считает снижение двигательной активности учащихся. Понятно, что современный школьник много времени проводит за столом - объем информационных предметов увеличивается постоянно. Во многих школах занятия по углубленному изучению экономики, математики проводят вузовские преподаватели, которые, как правило, не учитывают возрастных особенностей школьников. Переход на пятидневную учебную неделю сократил учебное время на 40 дней. В некоторых школах длительность урока снизилась до 40 минут. Однако учебные планы и программы остались старыми, ориентированными на шестидневную учебную неделю и 45-минутный урок. Все это привело к недопустимой перегрузке учеников в течение учебного дня. К тому же при составлении расписания не учитываются дни так называемой "повышенной" (вторник и среда) и "сниженной" (пятница) работоспособности. О.Артеменко считает, что дело не в количестве часов, а в содержании учебной программы, в том хаотичном нагромождении информации, которая и вызывает стресс перенапряжения. Часть материала учебной программы устарела, другая часть дублируется в нескольких учебниках. Одним словом, нет единого методического подхода к преподаванию. Если правильно организовать многообразный материал, который бесконтрольно разбросан в рамках нескольких учебных дисциплин, в одну последовательную линию, то оказалось бы, что на его преподавание и усваивание нужно не так много времени. Мина замедленного действияДа, опасности подстерегают повсюду. Казалось бы, вот дети дома, под нашей защитой. Все мирно, спокойно. Но мерцает голубой экран. Этот тихий неодушевленный террорист ... Если ваш ребенок много времени проводит перед телевизором, это чревато не только ухудшением зрения. Медики давно составили свой телерейтинг. С их точки зрения, "волшебная сила искусства" напрямую связана с ростом нервно- психических заболеваний школьников. Академик А.Баранов убежден, что боевики, "ужастики", триллеры откладываются в подсознании и травмируют несформировавшуюся психику подростков. Нужны специальные лаборатории по определению психико-физического состояния подростков. Они помогут выявлять "группу риска" заранее, что позволит психологам и психотерапевтам проводить с такими детьми работу своевременно. По мнению директора Московского центра психологии и психотерапии Александра Махнача, главная причина психических расстройств подростков - разводы родителей. Но даже в "крепких" семьях взрослые не уделяют должного внимания ребенку: много сил уходит на добычу средств к существованию. Подросток остается один на один со своими проблемами. И вот тут-то и решается, кто кого... Также в рубрике:
|