Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 30.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№32 (7240) 23 - 30 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Архитектура

В Помпеях тоже были и Большой, и Малый театры

Ренцо Пиано предлагает создать археологический "Диснейленд"

Людмила ФИЛАТОВА

Древний город "в разрезе". Театральный "пузырь", как его представляет автор
Древний город "в разрезе". Театральный "пузырь", как его представляет автор

Лето - благословенная пора для Италии, бюджет которой во многом зависит от туристов. Толпами съезжаются они сюда, чтобы полюбоваться на древние красоты. На город Помпеи, например. Однако в августовские жаркие дни прибывшие к подножию Везувия толпы разгоряченных поклонников прекрасного увидели закрытые ворота, на которых висела прилепленная скотчем бумажка с надписью: "Забастовка". Бастовала в этот день вся обслуга огромного раскинувшегося на пятидесяти гектарах города-музея: шоферы, гиды, а также археологи, ведущие раскопки. Требование одно: дайте денег - на зарплату, на финансирование научных работ.

У итальянского правительства на Помпеи денег нет. И средств не отчисляют, и не хотят принять предложения - а их масса - дать возможность древнему городу заработать для себя.

Очень заинтересовался Помпеями всемирно известный архитектор Ренцо Пиано. В его "послужном списке" среди прочих - знаменитый французский Бобур, музей современного искусства в Хьюстоне. Отличающийся радикальными решениями поставленных задач, Пиано предложил превратить Помпеи в своеобразный Диснейленд, "но в хорошем смысле этого слова", добавил он. Архитектор недоволен и тем, как производятся раскопки - в начале века здесь вообще работали бульдозеры, для быстроты, - и тем, как эксплуатируется та часть города, где археологические работы закончены. Ренцо Пиано предлагает построить из специального прозрачного состава огромную высоко поднятую над землей платформу-сороконожку, которая будет закрывать часть уже "открытых" улиц и площадей города и, главное, зону, где раскопки только ведутся и куда доступ туристам воспрещен. Специальная машинерия позволит "сороконожке" перемещаться вперед по мере продвижения археологических работ. Две благодати видит в своем "насекомом" итальянец. Во-первых, прозрачная, снабженная оригинально сконструированными отражателями солнечных лучей платформа защитит явившиеся из-под девятиметрового слоя пепла и земли на белый свет фрески, живопись и прочие сокровища. Они не пострадают, как уже случалось. Во-вторых, любопытные туристы смогут подняться на "спину" сороконожке и через прозрачный пол лично "присутствовать" при раскопках. Что, считает Пиано, только увеличит поток посетителей.

Но строительство фантастической машины - лишь часть проекта "Помпеи-Диснейленд". Главное - в создании четырех огромных подземных помещений, "пузырей", как называет их автор.

В первом будут экспонаты музея. О расположении их Пиано тоже подумал. Он считает, что бессмысленно набивать залы (или, как в данном случае, один, но большой зал) всем, что было найдено за время раскопок. "Нового принципа мы придерживались в Хьюстоне, - говорит маэстро. - В запасниках этого музея в идеальных условиях хранятся десять тысяч экспонатов. А выставляются 100 - 150. Экспозиция часто меняется. То же самое мы думаем осуществить в Помпеях". Второй "пузырь" - компьютерный зал, где в память умных машин будет заноситься все, что касается археологических находок. В третьем "пузыре" расположится центр управления раскопками, а четвертый, пожалуй, самый интересный и большой, Пиано называет "Театр".

Вернее было бы назвать его "Кинотеатр", потому что здесь будут показывать фильм - все время один и тот же. Фильм о последних днях Помпей. Пиано хотел бы, чтобы его снял Спилберг. "Или Росселлини, - добавляет он, - но Росселини уже умер".

Каким он будет, этот фильм, кто знает? Но наверняка предельно реалистичным - ведь зритель-турист должен почувствовать, как жили здесь римляне, на которых обрушил свой огненный гнев грозный Везувий.

Помпеи был веселым и богатым приморским - курортным, как мы теперь назвали бы его, - городком с вымощенными каменными плитами тротуарами. Улицы и площади, как тогда было положено, украшали конные монументы и парадные статуи, храмы и окруженные живописными садами богатые виллы. В летнюю пору в Помпеи приезжали северяне, селились в роскошных гостиницах или в тавернах - кто победнее. Вечерами посещали местный Большой театр - он был открытым, но если вдруг налетал с океана дождь, над зрительным залом за несколько минут натягивали прочный шелковый тент. Были в городе еще и Малый театр и амфитеатр, где устраивались схватки гладиаторов и бестьярии - поединки с диким зверями. Цицерон, у которого недалеко от города была вилла, сообщал в письме другу: "Остается упомянуть о боях со зверьем, - по два в день. Они великолепны, никто не отрицает. Но что за удовольствие для образованного человека смотреть, как могучий хищник терзает слабого раба, либо прекрасное животное пронзают охотничьим копьем!"

Считалось, что Помпеи находились под покровительством Венеры - богини любви. Может быть, поэтому в городе было 35 пекарен и столько же - домов терпимости! Роскошно обустроенных, украшенных изумительными фресками. В этих домах у каждой жрицы любви была своя располагающая к неге просторная комната. Над входной дверью - фреска, изображающая любовные игры, в которых дама была наиболее искусна.

"Содом и Гоморра!". Такая надпись красуется на одной из раскопанных стен. Может быть, и в самом деле боги устали от содомского греха, поселившегося в "курортном городке", и наслали на него геенну огненную?

...Два дня и две ночи, как свидетельствовали потом оставшиеся в живых, тоскливо и беспрерывно выли собаки, рвались из загонов коровы. Исчезли куда-то птицы. В одночасье пересохли фонтаны и колодцы. А утром 24 августа над урчащим Везувием возник огненный грохочущий столб. Раскаленные громадные камни, обжигающий пепел взлетели в небо, чтобы через несколько мгновений обрушиться на город, а из треснувшего жерла исполина потекли вниз потоки кровавой лавы...

Конечно, все это увидят туристы, которые заполнят самый большой "пузырь" Пиано - если, конечно, его оригинальный архитектурный проект будет осуществлен. А пережив "последние дни Помпей", поднимутся затем наверх, чтобы воочию увидеть то, что осталось от великолепных вилл и прекрасных храмов. И, конечно же, посмотрят теперь совсем другими глазами на эти, дошедшие до нас осколки чужой жизни.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура