Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7240) 23 - 30 августа 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаОркестр новой формации?Сегодня и завтра "Молодой России" Фарида ФАХМИ
Что касается новой формации - это не мое определение. Оно принадлежит литовскому дирижеру Л.Бальчюнасу. Попробуем расшифровать его? В самом деле, коллектив очень молод (год рождения 1993), молоды и оркестранты (средний возраст не более 30 лет). А зрелость в постижении исполняемой музыки порой заставляет усомниться в том, что можно за семь лет добиться столь многого: занять собственное место, приобрести свою публику и в России, и за рубежом; освоить огромный репертуар (разные эпохи, стили, направления); осуществить запись 16 дисков, среди которых есть настоящие шедевры; обрести мобильность, необычайную быстроту реакции, позволяющую буквально на лету схватывать идеи дирижера; достичь той сбалансированности звучания, которая всегда подчинена художественной целесообразности. Да, можно... Создатель и руководитель оркестра, его главный дирижер Марк Горенштейн научил всему этому молодых, ничего не умевших тогда, в самом начале, музыкантов - студентов из разных городов России. Как это ему удалось, начиная, как говорится, с нуля, за минимально короткий срок? Полагаю, несколько факторов сыграли здесь решающую роль: дирижер оказался превосходным учителем, не дающим в работе поблажек ни себе, ни оркестрантам. Он учит их играть с полной самоотдачей и с высокой мерой ответственности за каждую сыгранную ноту. Диктатор? - не без этого, конечно. Да иначе в дирижерском деле и быть не может. Однако строг, но... справедлив. Геракл, постоянно расчищающий авгиевы конюшни оркестровой технологии? - и это тоже. Артист, музыкант, способный сказать собственное слово в музыке? - безусловно! И наконец - эффект "обыкновенного чуда", которое зовется любовью (прямо по Евгению Шварцу!). Взаимная любовь шефа и его оркестрантов очевидна, ибо зиждется на искусстве. Марк Горенштейн выпестовал коллектив, не просто послушный воле, жесту дирижера, но все его художественные намерения воспринимающий как собственные (внушение словом, "звучащими руками"? - вероятно, так). Дирижер и его коллектив живут по единым эстетическим законам в атмосфере напряженного музыкального тока. Наверное, закончившийся практически в "Молодой России" процесс ротации мотивирован тем же: дирижер наполнил жизнь музыкантов новым, высоким смыслом, который сам же им и открыл... Я убеждена в том, что в прошедшем сезоне оркестр поднялся на следующую, более высокую творческую ступень. Свидетельство тому - впечатляющие художественные пики, по которым, собственно, и нужно судить о том, что слышишь: "Смерть и просветление" Р.Штрауса, Концерт для оркестра Б. Бартока, 7-я симфония Д. Шостаковича. Все три произведения исполнялись оркестром впервые. Именно они и есть результат "творческих всходов", которые дала "Молодая Россия" и благодаря которым М.Горенштейн-интерпретатор получил возможность "рисовать" сегодня "фигуры высшего художественного пилотажа". Симфоническая поэма Р. Штрауса "Смерть и просветление". Медитативность, утонченная чувственность, истинно штраусовский пафос и трепетность лирических откровений держат слушателей в напряжении от первой до последней ноты. Оно разряжается, но отнюдь не угасает после кульминации в коде. В сложнейшей партитуре "Смерти и просветления" оркестр "дышит" в унисон с дирижером. Как чутко отвечают ему музыканты в его постепенном движении к кульминации, в его поразительном умении распоряжаться временем, в его построении этой импровизационной, в сущности, но и отточенной формы; как тонко реагируют на все люфтпаузы, изменения темпов, на "pro et contra" в музыкальном сюжете поэмы; сколь мощными, но никогда не оглушительными выстраивают оркестровые tutti. И как естественно добиваются музыканты духовной гармонии... Концерт для оркестра Б.Бартока. Высочайшая проба на профессионализм. Произведение, сложное сколь для исполнения, столь и для восприятия. Казалось бы, достаточно освоить все технологические трудности партитуры этого "Concerto grosso" ХХ века, одолеть подвохи, на каждом шагу ожидающие оркестрантов, и... дело сделано. Однако есть здесь и высшая задача: преобразовать мир звуковых красок в некую художественную ценность, сообщить музыке живую и сильную эмоцию, показать новую грань изменчивой - и неизменной красоты. Этой высшей цели "Молодая Россия" и М.Горенштейн достигли. 27 апреля 2000 года - к 55-летию Великой Победы - в Московской консерватории звучала 7-я ("Ленинградская") симфония Д.Шостаковича. Это было последнее выступление "Молодой России" в прошедшем сезоне в Москве с М.Горенштейном... Знаковое для творчества нашего великого современника, для всей музыки XX века и для новой истории сочинение. Эталоны исполнения и восприятия давно созданы, хорошо известны и, как кажется, незыблемы. Но на концерте 27 апреля свершилось нечто - и впечатление оказалось и сильным, и совершенно неожиданным: звучала как бы новая музыка. Все, как говорится, "разыграно по нотам" (то есть в деталях соответствует авторскому тексту), но высвеченные неожиданно подголоски, будто "вынутые" из глубины партитуры отдельные экспрессивные фразы струнных (всплески боли и печали?) изменили эмоциональную атмосферу звучания. И сама отторгающая все человеческое "Тема нашествия" обрела облик вневременной, на каждом шагу подстерегающей нас беды. Финал, его знаменитая кода, вовсе не рождал чувства того торжества, к которому мы привыкли: уж ни пиррова ли победа?.. На мой взгляд, М.Горенштейн создал некий новый эталон исполнения "Ленинградской симфонии". Эталон, который мог создать только музыкант послевоенного поколения. Он родился в 1946 году. Война и все ее ужасы воспринимались им как собственное переживание (рассказы очевидцев - родных, близких; послевоенные руины, хранящие запах горя и пороха) - однако на отдалении во времени. А жизнь послевоенных поколений наполнилась новыми драматическими коллизиями, перипетиями собственных отнюдь не простых судеб. Все это, соединившись и переплавившись в душе глубоко чувствующего и способного к состраданию талантливого музыканта, и дало дирижеру импульс к переосмыслению великой партитуры: тревоги сегодняшней поры, предвидения и предчувствия возможных потрясений впереди, враждебные голоса, постоянно звучащие внутри нас и в окружающей нас жизни, неизбывность трагедии как одной из главных парадигм человеческого бытия и, наконец, выстраданная победа, которая всегда - только временна. И еще одно свидетельство нового и сильного всплеска в том же сезоне: первое выступление "Молодой России" с "чужими" (приглашенными) дирижерами. 8-го марта с "Молодой Россией" выступал всемирно известный Э.Клас. Это был нелегкий экзамен на общение с иной, по сравнению с М.Горенштейном, дирижерской эстетикой. И сразу - впервые исполненная оркестром Третья симфония К.Сен-Санса с органом. Но оркестр играл так, будто бы это их репертуарное произведение, и сумел придать, вместе с Класом, средней по качеству музыке возвышенный характер... Мой главный вопрос к дирижеру: "Эри, как тебе показался оркестр?" - "Поразительный! Я порепетировал час и сказал им: вы все можете и умеете, мне нечего добавить..." Вторая симфония А.Скрябина давно апробирована в репертуаре оркестра, записана на диске, и именно ее М.Горенштейн включил в программу оркестра 16-го мая (завершение сезона в Москве). Концертом дирижировал Л.Бальчюнас (ныне главный дирижер Литовской оперы). Включил потому, что далее она должна была звучать в Казани (конец мая) и в Вене (13 июня "Musikverein"). Да, в исполнении Л.Бальчюнаса не было того экстатического напряжения, которое притягивает в исполнении самого Горенштейна: мир этой музыки, вероятно, не столь близок литовскому дирижеру. Но художественное "клише" эмоционального строя этой абсолютно самобытной музыки, созданное М.Горенштейном, осталось в профессиональной памяти оркестра. Оно живет в каждом из музыкантов и стало их собственным отношением к этой симфонии. Л.Бальчюнас пошел навстречу предложенной концепции исполнения. Результат себя оправдал. После концерта первый и последний мой вопрос к Лютаурасу был: "Мнение о коллективе?" И дирижер, ни на секунду не задумываясь, ответил: "Идеальное состояние..." (Попутно добавлю, в то время, когда в Москве проходили концерты "Молодой России" с приглашенными дирижерами, М. Горенштейн концертировал во Франции, Германии, Италии - с местными оркестрами). Впереди - следующий сезон. Он тоже обещает быть напряженным: пополнится новыми записями дискография оркестра, продолжатся выступления оркестра в городах России в рамках Общероссийского фестиваля звезд классической музыки "Классика от Davidoff". Гала-концерт фестиваля пройдет в Москве 12 декабря. Как и в прошлых сезонах, состоятся зарубежные гастроли. Но главное, как всегда, - выступления в Москве. Десять абонементных концертов. Каждый имеет свою тему, мотивацию, логически выстроен. Но... Чего мне лично не хватает в целом, чего я не вижу, а хотела бы увидеть? - художественной позиции коллектива и его руководителя. Если М.Горенштейн и "Молодая Россия" утвердили себя как убедительные толкователи Р. Штрауса, почему нет продолжения этой линии? Если Малер, то почему после 5-й симфонии, прекрасно сыгранной в прошедшем сезоне, - в следующем всего лишь одна, Первая? Если продолжить линию Малер - Р. Штраус, разве не было бы естественным прикоснуться к питающему ее источнику - Р. Вагнеру? Трудно? Ну и что? Музыканты преодолевают новую, более высокую ступень мастерства для того, чтобы явить свой облик не только в его многогранности, но и в его сущности. Пора, как мне кажется, вернуться к повторам ранее звучавших в Москве (и не только в Москве) этапных для коллектива произведений. Такой яркий дирижер, как М.Горенштейн, просто обязан расширять музыкальную нишу, созданную им и его коллективом... И еще одно. Слушаешь "Молодую Россию" и сразу понимаешь: все сделано идеально. В репетиционном процессе до мелочей продумана и воплощена концепция исполнения, даже столь свойственная Горенштейну импровизационность в подаче материала. Но иногда во время концерта хочется вырваться из-под власти экспрессивного и все объясняющего жеста дирижера. Хочется какой-то недосказанности, которая невольно заставляла бы слушателя домыслить, почувствовать услышанное самостоятельно... Прошедший сезон "Молодая Россия" завершила зарубежными гастролями (Германия, Австрия). 13 июня оркестр выступал в одном из самых престижных залов Европы - в Большом зале венского "Musikverein". Быть приглашенным в этот зал - впечатляющее свидетельство художественной зрелости коллектива. И это лишний раз доказывает: " молодость" и "зрелость" не возрастные категории, но параметры, определяющие состояние духа. Также в рубрике:
|