Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7240) 23 - 30 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Оркестр новой формации?

Сегодня и завтра "Молодой России"

Фарида ФАХМИ


М.Горенштейн репетирует

Что касается новой формации - это не мое определение. Оно принадлежит литовскому дирижеру Л.Бальчюнасу. Попробуем расшифровать его? В самом деле, коллектив очень молод (год рождения 1993), молоды и оркестранты (средний возраст не более 30 лет). А зрелость в постижении исполняемой музыки порой заставляет усомниться в том, что можно за семь лет добиться столь многого: занять собственное место, приобрести свою публику и в России, и за рубежом; освоить огромный репертуар (разные эпохи, стили, направления); осуществить запись 16 дисков, среди которых есть настоящие шедевры; обрести мобильность, необычайную быстроту реакции, позволяющую буквально на лету схватывать идеи дирижера; достичь той сбалансированности звучания, которая всегда подчинена художественной целесообразности.

Да, можно... Создатель и руководитель оркестра, его главный дирижер Марк Горенштейн научил всему этому молодых, ничего не умевших тогда, в самом начале, музыкантов - студентов из разных городов России. Как это ему удалось, начиная, как говорится, с нуля, за минимально короткий срок? Полагаю, несколько факторов сыграли здесь решающую роль: дирижер оказался превосходным учителем, не дающим в работе поблажек ни себе, ни оркестрантам. Он учит их играть с полной самоотдачей и с высокой мерой ответственности за каждую сыгранную ноту. Диктатор? - не без этого, конечно. Да иначе в дирижерском деле и быть не может. Однако строг, но... справедлив. Геракл, постоянно расчищающий авгиевы конюшни оркестровой технологии? - и это тоже. Артист, музыкант, способный сказать собственное слово в музыке? - безусловно! И наконец - эффект "обыкновенного чуда", которое зовется любовью (прямо по Евгению Шварцу!). Взаимная любовь шефа и его оркестрантов очевидна, ибо зиждется на искусстве. Марк Горенштейн выпестовал коллектив, не просто послушный воле, жесту дирижера, но все его художественные намерения воспринимающий как собственные (внушение словом, "звучащими руками"? - вероятно, так). Дирижер и его коллектив живут по единым эстетическим законам в атмосфере напряженного музыкального тока. Наверное, закончившийся практически в "Молодой России" процесс ротации мотивирован тем же: дирижер наполнил жизнь музыкантов новым, высоким смыслом, который сам же им и открыл... Я убеждена в том, что в прошедшем сезоне оркестр поднялся на следующую, более высокую творческую ступень. Свидетельство тому - впечатляющие художественные пики, по которым, собственно, и нужно судить о том, что слышишь: "Смерть и просветление" Р.Штрауса, Концерт для оркестра Б. Бартока, 7-я симфония Д. Шостаковича. Все три произведения исполнялись оркестром впервые. Именно они и есть результат "творческих всходов", которые дала "Молодая Россия" и благодаря которым М.Горенштейн-интерпретатор получил возможность "рисовать" сегодня "фигуры высшего художественного пилотажа".

Симфоническая поэма Р. Штрауса "Смерть и просветление". Медитативность, утонченная чувственность, истинно штраусовский пафос и трепетность лирических откровений держат слушателей в напряжении от первой до последней ноты. Оно разряжается, но отнюдь не угасает после кульминации в коде. В сложнейшей партитуре "Смерти и просветления" оркестр "дышит" в унисон с дирижером. Как чутко отвечают ему музыканты в его постепенном движении к кульминации, в его поразительном умении распоряжаться временем, в его построении этой импровизационной, в сущности, но и отточенной формы; как тонко реагируют на все люфтпаузы, изменения темпов, на "pro et contra" в музыкальном сюжете поэмы; сколь мощными, но никогда не оглушительными выстраивают оркестровые tutti. И как естественно добиваются музыканты духовной гармонии...

Концерт для оркестра Б.Бартока. Высочайшая проба на профессионализм. Произведение, сложное сколь для исполнения, столь и для восприятия. Казалось бы, достаточно освоить все технологические трудности партитуры этого "Concerto grosso" ХХ века, одолеть подвохи, на каждом шагу ожидающие оркестрантов, и... дело сделано. Однако есть здесь и высшая задача: преобразовать мир звуковых красок в некую художественную ценность, сообщить музыке живую и сильную эмоцию, показать новую грань изменчивой - и неизменной красоты. Этой высшей цели "Молодая Россия" и М.Горенштейн достигли.

27 апреля 2000 года - к 55-летию Великой Победы - в Московской консерватории звучала 7-я ("Ленинградская") симфония Д.Шостаковича. Это было последнее выступление "Молодой России" в прошедшем сезоне в Москве с М.Горенштейном... Знаковое для творчества нашего великого современника, для всей музыки XX века и для новой истории сочинение. Эталоны исполнения и восприятия давно созданы, хорошо известны и, как кажется, незыблемы. Но на концерте 27 апреля свершилось нечто - и впечатление оказалось и сильным, и совершенно неожиданным: звучала как бы новая музыка. Все, как говорится, "разыграно по нотам" (то есть в деталях соответствует авторскому тексту), но высвеченные неожиданно подголоски, будто "вынутые" из глубины партитуры отдельные экспрессивные фразы струнных (всплески боли и печали?) изменили эмоциональную атмосферу звучания. И сама отторгающая все человеческое "Тема нашествия" обрела облик вневременной, на каждом шагу подстерегающей нас беды. Финал, его знаменитая кода, вовсе не рождал чувства того торжества, к которому мы привыкли: уж ни пиррова ли победа?.. На мой взгляд, М.Горенштейн создал некий новый эталон исполнения "Ленинградской симфонии". Эталон, который мог создать только музыкант послевоенного поколения. Он родился в 1946 году. Война и все ее ужасы воспринимались им как собственное переживание (рассказы очевидцев - родных, близких; послевоенные руины, хранящие запах горя и пороха) - однако на отдалении во времени. А жизнь послевоенных поколений наполнилась новыми драматическими коллизиями, перипетиями собственных отнюдь не простых судеб. Все это, соединившись и переплавившись в душе глубоко чувствующего и способного к состраданию талантливого музыканта, и дало дирижеру импульс к переосмыслению великой партитуры: тревоги сегодняшней поры, предвидения и предчувствия возможных потрясений впереди, враждебные голоса, постоянно звучащие внутри нас и в окружающей нас жизни, неизбывность трагедии как одной из главных парадигм человеческого бытия и, наконец, выстраданная победа, которая всегда - только временна.

И еще одно свидетельство нового и сильного всплеска в том же сезоне: первое выступление "Молодой России" с "чужими" (приглашенными) дирижерами. 8-го марта с "Молодой Россией" выступал всемирно известный Э.Клас. Это был нелегкий экзамен на общение с иной, по сравнению с М.Горенштейном, дирижерской эстетикой. И сразу - впервые исполненная оркестром Третья симфония К.Сен-Санса с органом. Но оркестр играл так, будто бы это их репертуарное произведение, и сумел придать, вместе с Класом, средней по качеству музыке возвышенный характер... Мой главный вопрос к дирижеру: "Эри, как тебе показался оркестр?" - "Поразительный! Я порепетировал час и сказал им: вы все можете и умеете, мне нечего добавить..."

Вторая симфония А.Скрябина давно апробирована в репертуаре оркестра, записана на диске, и именно ее М.Горенштейн включил в программу оркестра 16-го мая (завершение сезона в Москве). Концертом дирижировал Л.Бальчюнас (ныне главный дирижер Литовской оперы). Включил потому, что далее она должна была звучать в Казани (конец мая) и в Вене (13 июня "Musikverein"). Да, в исполнении Л.Бальчюнаса не было того экстатического напряжения, которое притягивает в исполнении самого Горенштейна: мир этой музыки, вероятно, не столь близок литовскому дирижеру. Но художественное "клише" эмоционального строя этой абсолютно самобытной музыки, созданное М.Горенштейном, осталось в профессиональной памяти оркестра. Оно живет в каждом из музыкантов и стало их собственным отношением к этой симфонии. Л.Бальчюнас пошел навстречу предложенной концепции исполнения. Результат себя оправдал. После концерта первый и последний мой вопрос к Лютаурасу был: "Мнение о коллективе?" И дирижер, ни на секунду не задумываясь, ответил: "Идеальное состояние..." (Попутно добавлю, в то время, когда в Москве проходили концерты "Молодой России" с приглашенными дирижерами, М. Горенштейн концертировал во Франции, Германии, Италии - с местными оркестрами).

Впереди - следующий сезон. Он тоже обещает быть напряженным: пополнится новыми записями дискография оркестра, продолжатся выступления оркестра в городах России в рамках Общероссийского фестиваля звезд классической музыки "Классика от Davidoff". Гала-концерт фестиваля пройдет в Москве 12 декабря. Как и в прошлых сезонах, состоятся зарубежные гастроли. Но главное, как всегда, - выступления в Москве. Десять абонементных концертов. Каждый имеет свою тему, мотивацию, логически выстроен. Но... Чего мне лично не хватает в целом, чего я не вижу, а хотела бы увидеть? - художественной позиции коллектива и его руководителя. Если М.Горенштейн и "Молодая Россия" утвердили себя как убедительные толкователи Р. Штрауса, почему нет продолжения этой линии? Если Малер, то почему после 5-й симфонии, прекрасно сыгранной в прошедшем сезоне, - в следующем всего лишь одна, Первая? Если продолжить линию Малер - Р. Штраус, разве не было бы естественным прикоснуться к питающему ее источнику - Р. Вагнеру? Трудно? Ну и что? Музыканты преодолевают новую, более высокую ступень мастерства для того, чтобы явить свой облик не только в его многогранности, но и в его сущности. Пора, как мне кажется, вернуться к повторам ранее звучавших в Москве (и не только в Москве) этапных для коллектива произведений. Такой яркий дирижер, как М.Горенштейн, просто обязан расширять музыкальную нишу, созданную им и его коллективом... И еще одно. Слушаешь "Молодую Россию" и сразу понимаешь: все сделано идеально. В репетиционном процессе до мелочей продумана и воплощена концепция исполнения, даже столь свойственная Горенштейну импровизационность в подаче материала. Но иногда во время концерта хочется вырваться из-под власти экспрессивного и все объясняющего жеста дирижера. Хочется какой-то недосказанности, которая невольно заставляла бы слушателя домыслить, почувствовать услышанное самостоятельно...

Прошедший сезон "Молодая Россия" завершила зарубежными гастролями (Германия, Австрия). 13 июня оркестр выступал в одном из самых престижных залов Европы - в Большом зале венского "Musikverein". Быть приглашенным в этот зал - впечатляющее свидетельство художественной зрелости коллектива. И это лишний раз доказывает: " молодость" и "зрелость" не возрастные категории, но параметры, определяющие состояние духа.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;