Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7242) 7 -13 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

На рубеже столетий

Таллиннские эскизы. Возвращение к будущему

ЭСТОНИЯ

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Фото ИТАР - ТАСС


В Таллинне, в Старом городе я набрела на книжный магазин, в витрине на видном месте красовался солидный том в суперобложке: "Return to the Western World. Cultural and Political Perspectives on the Estonian Post-Communust Transition", издание Тартуского университета. Первое слово в заглавии -"возвращение" - стало ключевым для страны: возвращение к традиционному жизненному укладу, к либерально-буржуазным этическим ценностям, возвращение собственности - домов и земли - их бывшим владельцам, наконец, возвращение самой Эстонии в лоно западного мира. Этот пафос питает национальную идею, которая в свою очередь стимулирует развитие национальной культуры. Культура же, особенно академическая, во все времена нуждалась в финансовой и моральной поддержке государства.

В буржуазной Эстонии существовал государственный фонд Kultuurkapital, в который отчислялся оговоренный процент с акцизных налогов и доходов от казино, и это были очень приличные деньги. Сейчас "Культуркапитал" восстановлен вместе со всем прошлым законодательством. Деньги распределяются поровну между всеми видами искусства; только на музыку в год приходится около 1 миллиона долларов, и это в маленькой, компактной Эстонии!

На острове Сааремаа сплошь блондинки

Когда после долгого перерыва приезжаешь в Таллинн, поначалу поражаешься: до чего многообразна музыкальная жизнь в этом небольшом, в сущности, городе. Концертный процесс в Таллинне идет активно; летом даже активнее, чем в сезон, из-за наплыва туристов. Всюду проходят концерты профессиональных, полупрофессиональных и вовсе любительских коллективов: одних хоров в Эстонии десятки, если не сотни. Они выступают в маленьких уютных зальчиках старинных зданий - в Доме учителя, в ратуше, в многочисленных церквах на дневных воскресных концертах. Особенно много их выпадает на Пасхальную неделю (Пасха там на неделю раньше, чем у нас) - так называемые Kevadkontsert, Весенние концерты. В камерных аудиториях, огромного недавно выстроенного модернового здания Академии музыки вовсю идут экспериментальные штудии и хепенинги композиторской молодежи; в Старом городе необычайной популярностью пользуется Камерный зал Черноголовых братьев (бывший клуб ганзейских купцов-холостяков). А на границе старого и нового города высятся здания Eestu Kontsert (Таллиннская филармония) и оперного театра "Эстония".

Страна буквально цветет фестивалями: в сезон их проходит около 20, причем не только в Таллинне, но и в Хаапсулу, где играют старинную музыку, и в Ранвере, где увлекаются виртуально-электронными экспериментами, и в Рапла, где особенно уважают духовые оркестры (это не считая знаменитого Праздника Песни, проходящего в Эстонии уже 100 лет). В этом году планируется создание оперного фестиваля на острове Сааремаа, на котором все девушки - сплошь блондинки (по признанию одного оперного режиссера). Из денег фонда подпитываются и частные оркестры, и хоры, возникающие по всей Эстонии как грибы после дождя ( в каждом местечке есть свой маленький Культуркапитал, куда идут деньги из местного бюджета); часть средств направляется на гранты деятелям искусств (к слову, минкульт выделяет деньги и на свои гранты, чуть более скромные), часть - на организацию творческих конкурсов и стимулирование угасающих жанров.

"Оперная" строка в бюджете

Ужаснувшись, что современная эстонская опера не ставилась в театре с 1983 года, музыкальная общественность сомкнула ряды и объявила конкурс оперных идей. На создание новой эстонской оперы деньги были выделены отдельной строкой в бюджете. В отборочном жюри заседало семь самых успешных композиторов: Леппо Сумера, Раймо Кангро, Эйно Тамберг, Эркки-Свен Туюр, Урмас Сисаск и еще двое молодых и менее известных. Из 24 заявок было отобрано три. Театр "Эстония" немедленно заказал оперы тем, кому доверял: Сумере и Кангро. В прошлом сезоне при огромном стечении народа и шумном общественном резонансе с оглушительным успехом прошла премьера оперы Кангро "Сердце" на символистско-дидактический сюжет, своего рода парафраз из "Фауста" Гете (идея и либретто принадлежат двум дочерям композитора, но победили они в анонимном конкурсе). Леппо Сумера сейчас заканчивает оперу на исторические темы, и, надо думать, вскоре в театре "Эстония" следует ждать вторую оперную премьеру. Весьма "раскрученный" в Эстонии и за ее пределами Nyyd ansemble (nyyd в переводе - "здесь и сейчас", что говорит о репертуарных предпочтениях коллектива) в свою очередь заказал 5 (!) камерных опер разным авторам и уже начинает собирать урожай. В маленьком театрике на 150 мест, в узком старинном особняке на улице Lai (Широкая), под самой крышей разыгрывалось действо: камерный балет Кайри Коськ, только что закончившей академию в классе Тамберга. Пластическая сказка "Последний Единорог", написанная для нетрадиционного состава инструментов, чтецов и двух вокалисток, решалась средствами модерн-танца при минимуме декораций и представляла собой экспериментальный переходный жанр, контаминацию оперы и балета. Безыскусность и искренность интонации, складная, хоть и без затей, форма и общее ощущение свежести и чистоты, исходившее от музыки Коськ, внушали надежду на славное будущее эстонской музыки. В сущности, будущее уже почти настигло ее: уровень эстонской композиторской школы традиционно высок, а творчество ее отдельных представителей признано во всем мире. Достаточно назвать Арво Пярта, покинувшего Эстонию в 1980 году и ныне живущего в Германии, или патриарха Вельо Тормиса, "эстонского Свиридова". На авансцене эстонской музыки между тем возникают новые имена: Эркки-Свен Тюур, в свои 40 лет написавший Реквием, несколько симфоний и ораторий, массу камерной инструментальной музыки и работающий в настоящий момент над оперой о трагической судьбе дипломата Рауля Валленберга по заказу Дортмундского театра. Композитор, с первых шагов ярко заговоривший на своем языке, столь щедро одарен природой, что можно решиться назвать его если и не гениальным, то приближающимся к гениальности. Не случайно его, еще 30-летнего, подхватило старинное и авторитетное немецкое издательство Peters, на корню закупив все его настоящие и будущие опусы. Правда, это создает трудности с исполнением: авторские права принадлежат издательству, и именно с ним надлежит рассчитываться тем, кто желает играть сочинения Тюура. Бюджет эстонских фестивалей таких трат зачастую не выдерживает, и потому музыка Тюура в Эстонии звучит до обидного мало - все больше в Германии и далее - везде.

Незаконченная сага

Идею целенаправленной поддержки академических жанров без устали проводит в жизнь Эстонский союз композиторов. Раймо Кангро, организатор и художественный руководитель весеннего фестиваля эстонской музыки, считает, что классические струнные квартеты и духовые квинтеты правильного "моцартовского" состава обязательно должны время от времени появляться. И потому фестиваль загодя заказывает композиторам те или иные сочинения определенных жанров и форм. Тем, чьи произведения прозвучат на фестивале, выплачивается полная сумма гонорара; тем, чьи работы забраковали, - половинная. В результате такой репертуарной политики на фестивале прозвучало по меньшей мере два неплохих струнных квартета - Яна Ряэтса и Ааро Крюисмяе, и довольно живой и забавный духовой квинтет 19-летнего, но активно пишущего и много обещающего Микеля Керема. Двумя годами раньше таким же способом - путем объявления конкурса - были вызваны к жизни замечательный Концерт для кларнета Эйно Тамберга (1-я премия) и Фортепианный концерт самого Раймо Кангро (2-я премия).

В этом году заключающую фестиваль программу составили целых четыре специально заказанных инструментальных концерта: для сопрано-саксофона Петера Вяхи, для фортепиано Рейна Раннапа, для ударных Раймо Кангро и Тройной концерт для всех вышеупомянутых инструментов Леппо Сумеры. Изюминкой программы стало выступление Марка Пекарского в двух последних опусах. Что касается качества самой музыки, то самый концептуальный концерт был у Раннапа, самый запоминающийся - у Кангро и самый энергетичный - у Сумеры. О концерте Петера Вяхи умолчим, отметив лишь блестящую игру шведского саксофониста Андерса Паулссона.

Можно бесконечно долго развивать сагу о музыкальном Таллинне: описывать солнечные блики, лежащие на каменных плитах церкви Нигулисте, когда в ней играл камерный оркестр из Хаапсулу, неумело, но старательно и с искренним чувством исполнявший "Элегию" Чайковского; вспоминать замечательный Камерный хор Тыну Кальюсте, равно совершенно исполнявший в Домском соборе и Моцарта, и Пярта; рассказывать об исполнении минималистской оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" или об особенном рокочущем тембре знаменитого эстонского мужского хора... Однако все вместить в статью невозможно: можно лишь прочертить направление пути, по которому вскоре начнется триумфальное шествие эстонской музыки в открытый новому западный мир.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;