Форум | Партнеры | Акции | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
ЗаконоКультура![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 27.09.2007 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№34 (7242) 7 -13 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Одна неделяКончина Татьяны РябушинскойПАМЯТЬВиолетта МАЙНИЕЦЕ
В США в возрасте 84 лет скончалась известная балерина русского происхождения Татьяна Рябушинская. Самой большой сенсацией "Русского балета Монте-Карло", созданного в 1932 году, стало выступление трех "беби-балерин", среди которых была и грациозная, утонченная пятнадцатилетняя блондинка Таня Рябушинская, впоследствии одна из наиболее самобытных балерин зарубежного русского балета. Еще в 1931 году в Лондоне она очаровала Дж. Баланчина, когда выступала в парижском ревю "Летучая мышь". И он пригласил ее в только что созданную труппу. Первой партией Рябушинской стала Девочка в балете Леонида Мясина "Детские игры" на музыку Ж.Бизе. Для нее и Давида Лишина в роли Путешественника балетмейстер сочинил романтическое па де де, словно предугадав, что именно он в будущем станет ее избранником и будет сопровождать ее в течение всей жизни. Следом Рябушинская станцевала Легкомыслие в мясинском балете "Предзнаменования" на музыку Пятой симфонии П.Чайковского, его "Прекрасный Дунай", "Хореартиум" на музыку Четвертой симфонии Й.Брамса, где ее светлый танец был так созвучен легким пассажам флейты, также баланчинский "Котильон", другие его постановки. Ее называли "телесным воплощением скерцо". Михаилу Фокину очень нравилось, как она исполняла его Прелюд в "Шопениане", девушку в "Видении розы", особенно Бабочку и Коломбину в "Карнавале". Впоследствии появилась в ее репертуаре и традиционная классика - Жизель, Одетта, Сильфида, принцесса Флорина, многие балеты Д.Лишина (в частности "Выпускной бал", "Франческа да Римини"), за которого она вышла замуж в 1943 году. Еще в 1941 году Рябушинская уехала в Америку, где снималась в кино, выступала на музыкальной сцене, а потом сотрудничала с многими послевоенными труппами Европы и Америки. А в 50-е годы, поселившись в Лос-Анджелесе, вместе с мужем Рябушинская создала первую балетную компанию, потом и студию в Беверли Хиллс. Но уже в пятнадцать лет она была балериной, имеющей апломб, неповторимую "ауру Рябушинской", которую сохранила до конца жизни. Татьяна Михайловна Рябушинская родилась 23 (24?) мая 1916 года в Москве в семье знаменитых купцов-меценатов Рябушинских. Ее отец Михаил был банкиром, а мать Татьяна - танцовщицей Большого театра и дочкой капельдинера Фомы Примакова. "Татьяна Фоминична была одной из красивейших и, несмотря на недостаток образования, - остроумнейших светских дам Москвы", - в книге "Московские меценаты" пишет Н.Думова. К тому времени семья жила в роскошном особняке на Спиридоновке, который после смерти Саввы Морозова купил ее отец. В доме было много живописи, особенно глава семьи ценил импрессионистов. Но исторические бури "вырвали" маленькую Таню из этой роскоши, забросили в Париж, где она стала обучаться балету и начала выступать с тринадцати лет. Таня Рябушинская занималась у прекрасных педагогов, среди которых был Александр Волинин. Она оказалась среди первых и лучших учениц Матильды Кшесинской, когда императорская прима-балерина открыла свою студию в Париже, где ее муж - великий князь Андрей Владимирович Романов - галантно встречал учениц и поливал пол перед занятиями. С первых шагов Таня Рябушинская впитала ту особую профессиональную и общую культуру, которой отличались, которую несли в своем танце и ее сверстницы - "беби-балерины" Ирина Баронова, Тамара Туманова. "Я думаю, они обеспечат превосходство русского искусства еще на долгие годы", - так в мемуарах писала сама Матильда Кшесинская. И хотя Татьяна Рябушинская никогда не танцевала в России, она всегда оставалась хранительницей лучших заветов русского балета и русской культуры XX века. А так же в рубрике:
|