Сердечные байки
КНИГИ
Анастасия МАШКОВА
Сейчас все - кинорежиссеры, киноартисты и даже представители не столь известных и понятных публике кинопрофессий - пишут мемуары. Время пришло, зритель, наконец-то созрел до кондиции читателя... На этом фоне книга Исаака Магитона "Кинопроба" уж точно будет выделяться "лица необщим выраженьем". Это даже не собственно мемуары, сколько мозаика из разных эпизодов и сквозных сюжетов жизни известного режиссера детского кино Исаака Магитона. Кинематографическая тема подпирает спортивную, воспоминания о детстве и собственном позднем отцовстве - забавные истории из жизни детского киножурнала "Ералаш" и сюжеты для взрослого сатирического киножурнала "Фитиль", одним из постоянных авторов коих был режиссер. "Университеты" у классика Марка Донского, производственные и человеческие перипетии из жизни Киностудии имени Горького, истории "просто из жизни", грустные и смешные заметки о реалиях 90-х, современный стилизованный еврейский фольклор... При небольшом объеме книги человеческий объем таких микросюжетов, чаще называемых в обиходе байками, - неподъемный. Как режиссер детского кино Исаак Семенович часто опирался не на послужной список своих главных артистов, но на собственную интуицию, позволяющую судить об их способностях. Поэтому, вероятно, и книга называется "Кинопроба": о своих героях автор судит по своеобразным "заявкам" их характеров, по лаконичным деталям. Вот, например, одна из историй, эскиз к характеру будущей знаменитости. В фильме "Ни слова о футболе" ему потребовался мальчик-спортсмен, чтобы забить в предфинальном эпизоде, так сказать, завершающем аккорде картины, победный гол, причем не какой-нибудь: режиссеру виделся эффектный удар "ножницами", в падении, через себя, да и снимать этот бросок режиссеру очень хотелось одним куском, а иначе какой же это футбол?! Исполнить заветный режиссерский замысел было доверено двенадцатилетнему футболисту Феде. О, это надо прочитать в книге, как раз за разом мальчик забивал в ворота соперника (по сюжету) интереснейшие голы, и раз за разом что-то срывалось, подкачивала пленка, камера, как делали пятый (!) страховочный дубль и мальчик опять все сыграл прекрасно. Фамилия двенадцатилетнего футболиста Феди - Черенков. Как говорят друзья Магитона, они до сих пор общаются. Совсем взрослый уже Федор Черенков до сих пор называет режиссера дядя Изя, жмется к плечу, как мальчишка. В этом году он пригласил Исаака Семеновича на детский праздник футбола в Киев. Но вот об этом, о звездном будущем юного героя книги "Кинопроба", в тексте лишь упомянуто. В книге - сюжет рождения характера.
На Киностудии имени Горького, с которой связана вся творческая биография режиссера Магитона, автора "Фантазеров", "Ни слова о футболе", "Свистать всех наверх!", "Центрового из поднебесья", "Пяти похищенных монахов", постановщика множества памятных новелл "Ералаша" и "Фитиля", Исаак Семенович - один из самых почитаемых людей. У него есть репутация, есть стиль. Те же обаяние и чувство юмора делают интересным и поучительным общение с книгой режиссера: это особый, сердечный юмор, добрая наблюдательность, любовь к жизни и кино.