Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Московские гастролиПришел. Увидел. Победил?Наталия КАМИНСКАЯ Тот факт, что гастрольная жизнь на территории России разладилась, давно уже воспринимается как общее место. С того теперь уже давнего момента, как возникли проблемы с государственным финансированием театров, а Министерство культуры РФ перестало планировать и обеспечивать гастрольные планы на сезон, этот вид театральной деятельности стал хаотичным, а несколько лет назад, казалось, уже и вовсе заглох. На самом деле все не так безнадежно. Театры ездят на гастроли гораздо чаще, чем известно об этом СМИ и широкой публике. Но в связи с тем, что рухнула прежде единая гастрольная система, отследить этот, несомненно, животворный для каждого театрального организма процесс почти невозможно. Невольно затоскуешь по временам, когда один звонок из газеты в министерство мог обеспечить подробный список не только ближайших гастролеров в Москве, но и карту маршрутов крупнейших отечественных коллективов по стране и миру. С другой стороны, в ситуации, когда все схвачено "наверху", весьма ограничены степени свободы. Кому пора показаться в столице, а кому следует подождать, кем в очередной раз козырнет страна на зарубежных подмостках, а кого надобно упрятать подальше от такой чести - в решении этих вопросов непременно присутствовали политические соображения. Но и то правда - профессиональные критерии играли свою, и весьма существенную, роль. В понятие системы, которая ныне рухнула, входили и отбор, который осуществлялся специалистами, и обязательное обсуждение гастролей критиками, и рецензии во всех центральных газетах. Ныне редкие театры-камикадзе, которым вздумается залучить к себе серьезного критика для честного профессионального разговора на труппе, везут его за собственные (театра) деньги. Поставьте себя на место этого критика: вас доставили и поселили с комфортом, а вы им за это разнос по всем статьям. Так что рыночные взаимоотношения между театрами и критиками хочешь не хочешь вносят свои коррективы в светлые понятия свободы и справедливости. Что касается необходимых театрам как хлеб и воздух выездов на гастроли (в особенности из провинции в столицу), то это дело теперь полностью отдано на откуп желаниям и возможностям. Результаты такой диспозиции варьируются. 1. (Самый распространенный). Желания не совпадают с финансовыми возможностями. 2. (Тоже нередко встречается). Желания совпадают с финансовыми возможностями, но не соответствуют творческим. 3. (Счастливые исключения). Все со всем совпадает. Для каждого из пунктов необходимы комментарии. В первом случае театр остается прозябать в собственном городе, не зарабатывая ни денег, ни благодарной памяти от критики и зрителей. Во втором - ему удается других посмотреть и себя показать. Но поскольку за столицей все еще сохраняется рудиментарное право ждать к себе в гости лучших, обе стороны остаются при взаимных обидах и недоумениях. В третьем - происходит то, что в идеале и должно происходить: счастливая встреча. Но с поправкой: для полного счастья нужна сначала хорошая реклама, а потом - хорошая пресса. С тем и с другим - беда. При том, что одно неизбежно вытекает из другого. Промоутеры, при всей частой употребляемости этого экзотического слова, в большинстве случаев не срабатывают, и СМИ, а также зрители либо узнают о гастролях поздно, либо вообще не узнают. Заведующие литературными частями или ПИАРы (что в последнее время, в сущности, одно и то же) как будто сговорились вовремя не информировать журналистов о приезде в город их родного коллектива. Рекламные же средства, как правило, скромны (см. пункт о финансовых возможностях). Увы, многие гастроли (повторяю, их не так уж и мало, только за сентябрь в Москву приехали четыре драматических театра и два музыкальных) пролетают как сон пустой. Хорошо, если оставляют после себя приличные сборы. Но адекватные оценки специалистов и прессы - разве эти материи менее важны для полноценной жизни театрального организма? В любых гастролях, сколь ни сладок сам их процесс, необыкновенно важен и результат. О том, каков он бывает и каким хотелось бы его видеть, речь идет на этой странице. Также в рубрике:
|