Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Окно в РоссиюЭдем оказался в УнечеБРЯНСКТатьяна РИВКИНД
В канун бабьего лета унечские хозяйки, выгоняя на зорьке коров в стадо, встречали бородатых незнакомцев с деревянными ящиками через плечо. Казались они пришельцами. Потом выяснилось, художники это, а ящики - этюдники с красками. И вставали взрослые мужики до рассвета не на покос или рыбалку и не по грибы. У них была своя странная охота - за первым лучом, за облаком, за туманом. Местные жители, однако, относились к пришельцам с почтением, подкармливали их. То яблок, то молока принесут в профилакторий, где жили гости: это художникам передайте. Нынешнее лето вообще-то солнцем не баловало. Но как по заказу, две последние летние недели, пока проходил в Унече Первый международный пленэр, не выпало ни дождинки. Небо и земля были на редкость живописны: солнце каждый день устраивало свое светопредставление. Вообще городок этот - загадка природы. Местное население не зря зовет его на кавказский манер "солнечной Унечей". Когда "в деревне Гадюкино дожди", тут - наоборот. И гадают: то ли поле магнитное, то ли рельеф местности тому причиной. То ли еще что...
Во всяком случае, когда после окончания пленэра живописцы устроили выставку, сами удивились обилию света и воздуха в своих работах. Художники в Унече собрались очень разные - из Брянска, Минска, Гомеля, Москвы. Любопытно, что чистых пейзажистов почти не было. И для многих такой пленэр - "подпитка природой". То самое слияние с ней, в которое так умеют погружаться японцы, созерцая какой-нибудь сад камней. - Ты наблюдаешь, каким разным в течение дня бывает одно и то же дерево, вода, - говорит Владимир Луневский, - и необязательно все писать тут же с натуры. Лучше - немного погодя, по памяти. Мелочи уплывают. Остается главное ощущение. В дни пленэра в местной картинной галерее (есть такая в Унече!) была как раз персональная его выставка, и Владимиру было полезно услышать мнение и ценные замечания не только своих брянских собратьев, но и более опытных минских коллег Ф. Ястреба, В. Рынкевича, В. Баранова... А затем по окончании пленэра на общей выставке у каждого была возможность сравнить свое видение и понимание природы, свое настроение и состояние с другими. Пейзажи склонной к философии любительницы пофантазировать Елены Попхадзе нетрудно отличить от насыщенных декоративных работ признанного пейзажиста Евгения Воскобойникова. А прозрачные, трепетные видения Владимира Луневского - от размашистых плоскостей Владимира Хроменкова и причудливых линий Татьяны Папсуевой. По мнению директора Брянского художественного музея искусствоведа Надежды Козловской, у талантливого пейзажиста Владимира Луневского именно здесь, в Унече, по-настоящему раскрылся дар пейзажиста. Директор Выставочного зала брянских художников и по совместительству фотомастер Виктор Лазарев тоже открыл тут с помощью объектива новую туманность в своем фотокосмосе. А верная своей выдумщице-музе Елена Попхадзе написала здесь полотно в жанре "фэнтези": в синем ночном небе на метле летит целеустремленная ведьмочка. Это почти гоголевское полотно называется "Пролетая над Унечей..." Выставили свои новые работы в галерее и местные живописцы - Александр Мысливченко, Николай Холощак, его дочь Наталья Царапенко, Петр Семеньков, Ирина Новикова... Для них нынешний пленэр стал мастер-классом. "Видно было, как на глазах растет мастерство наших художников", - говорят сотрудники местной галереи. А банька с веничком, вечерний чай с дегустацией домашних наливок и "беседы при ясной луне" - чем не творческий семинар! Примерно треть из полутора сотен созданных в дни пленэра работ художники подарили местной "Третьяковке". Унеча - единственный пока на Брянщине райцентр, где есть своя настоящая картинная галерея. Этот дар - в знак благодарности унечцам за прекрасно организованный пленэр. Подобного приема не ожидали даже те, кто избалован академическими дачами. "Барбизонцы" Жуковского районаСаму идею проведения пленэров на Брянщине подал нынешним летом Федор Ястреб, президент Международной гильдии художников из Минска. С его легкой руки поначалу в июле прошел пленэр на земле трубчевской. Той самой, воспетой вещим Бояном, скульптурный памятник которому украшает местный парк. И часть работ, созданных в Трубчевске, стала основой будущей картинной галереи, которая сейчас тут создается. Заведующая отделом культуры Унечского района Ирина Рухлядко, побывав в Трубчевске "в разведке", загорелась провести нечто подобное и у себя. Природа и история тут, может, и не так богаты, но зато есть богатые традиции своих местных пленэров. Тут немало художников, большинство которых - воспитанники местного подвижника Юрия Соханова. Его именем названа замечательная художественная школа, где учится сегодня рекордное число детей - полторы сотни. Поэтому не удивительно, что стоило Федору Ястребу приехать сюда и заикнуться о пленэре, как его тут живо поддержали. Он говорит, что не ожидал такой оперативности от местного руководства. Думал, только к следующему лету раскачаются. А они в месяц уложились. И если на трубчевский пленэр областное управление культуры выделяло 9 тысяч рублей, то тут управились своими силами и организовали все гораздо лучше. Унечцы вообще на культуру выделяют из местного бюджета примерно 6 процентов - вдвое больше, чем в большинстве районов Брянщины. Потому понятно стремление управления культуры и его начальника Раисы Путимцевой поддержать унечцев. Здесь, кстати, одна из лучших в России районных библиотек переходит на компьютерный банк данных и вполне доступный для населения Интернет. Капитально ремонтируют местный музей. Есть даже единственный на Брянщине свой Центр французской культуры, созданный при участии посольства Франции. А еще тут самое большое в России поле женьшеня и других экзотических целебных растений. И если целебные сельскохозяйственные культуры находят свою поддержку у руководителей района, то просто культура - тем более. Глава района Александр Макаров всерьез считает ее самой целебной. На закрытии пленэра он сказал художникам поразительную фразу: "Спасибо, что позволили Унече принимать таких гостей." И глядя на знакомые с детства, но как будто по-новому увиденные пейзажи родных мест, добавил: "Видя всю эту красоту, хочется еще больше работать". Примерно то же испытывали и прочие посетители выставки, глядя на свои озера или луга, отныне запечатленные для потомков и вставленные в раму. Вот так: приехали художники и как бы заново открыли людям привычное, примелькавшееся. И сами словно облучились "солнечной Унечей". Посвежевшие, окрыленные гости дружно назвали это место "райским уголком". А Федор Ястреб не где-нибудь, а здесь начал новую серию фантастических пейзажей с красноречивым названием "Эдем" из двенадцати работ - по числу месяцев, планирует календарь потом издать. И будем мы жить-поживать по унечскому календарю. Райскому. А тут еще одно место для будущих международных пленэров на Брянщине вырисовывается - Жуковский район с тютчевским Овстугом, языческими курганами древнего Вщижа, который уже облюбовали местные "барбизонцы", и прекрасным домом отдыха на берегу зачарованной Десны... Также в рубрике:
|