Я вам сыграю, но на бис
Концерты Вадима Репина
МУЗЫКА
Анна ВЕТХОВА
Российская гастроль скрипача, организованная продюсерским агентством "Жар-Птица" при спонсорской поддержке компании "Филип Моррис", под занавес привела его в Москву. Два концерта, в МЗК и БЗК, позволили составить достаточно полное впечатление о творчестве маэстро. Мы услышали Репина с камерным репертуаром в дуэте с пианистом Александром Мельниковым и как солиста с БСО им. П.И.Чайковского Владимира Федосеева, за пультом которого стоял Владимир Зива.
Он блестяще владеет инструментом. Он темпераментен, но внутренне спокоен. От российского турне, довольно напряженного и встроенного в бесконечную череду иных концертов (перерыв наступит только в конце ноября), не чувствуется усталости. Перед московскими выступлениями - отличный настрой не в пример волнению, которое испытывал Александр Мельников. Как оказалось, не случайно. Дуэт Репина и Мельникова, некогда благословленный самим Святославом Рихтером, существует не один год. Переиграно много. Из того и выбирали программу. Вероятно, второпях - список произведений огласили накануне концерта. Выглядел тандем отнюдь не единым организмом. Пять мелодий Прокофьева, открывшие концерт, обещали интересный вечер. Филигранная выделка фортепианной партии, богатые краски и нюансы, найденный Репиным особый матовый звук... Вслед - Седьмая бетховенская соната, в которой скрипач напустил романтических страстей, позабыв о фразировке и стиле. Мельников, пытавшийся ввести вышедшее из-под контроля развитие событий в классицистское русло, лишь определил грань между двумя партиями. Интеллект пианиста в данной ситуации не спас положения, дуэт развалился, и Мельников сорвался на "крик". Отыграв в состоянии аффекта поэму Шоссона, он не смог войти в норму и на сонате Франка. Репин же вел линию крупно, мазком, словно не замечая переходов от одного произведения к другому, как одно большое эффектное соло. Мощный звук его скрипки был словно заперт в Малом зале. Он заиграл всеми обертонами только в Большом. В концерте Бруха и особенно в бетховенском скрипичном опусе Репин зазвучал не только как виртуоз, но как музыкант. Прекрасен был оркестр, и Владимир Зива, кажется, впервые дирижировавший БСО, роль свою исполнил превосходно: очень музыкально, четко и эмоционально сыграл все три партитуры (концерт открылся россиниевской увертюрой из "Вильгельма Телля"). И все же преследовало ощущение, что каждое сочинение для Репина - некая музыкальная дистанция, наполненная красотами, впечатлениями, эмоциями, воспоминаниями, наконец. Однако смысл пути от первого до последнего звука им до конца не осознан. Или, хуже того, уже неосознаваем из-за того, что слишком "исхожен" им этот путь. Впрочем, под занавес было откровение - сольный Бах, и эта точка по глубине и силе стоила обоих концертов.