Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7125) 16 - 22 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Нелирический герой

Концерт оркестра Мариинского театра

Татьяна СИДОРОВА


Концерт состоялся в БЗК. Дирижировал, разумеется, Валерий Гергиев. Были исполнены сюита из балета "Чудесный мандарин" Б. Бартока, Вторая симфония ре мажор И. Брамса и музыка балета "Жар-птица" И. Стравинского.

Балеты Бартока и Стравинского написаны словно "под него". Под его умение очерчивать мысль, заострять и без того острое - под его природное чувство сцены.

Гергиев - находка для танцора. Пластика балетов начала века - особая. Феерия "явлений" и "появлений", их вихревая смена - работа творящего мозга с его рывками и парадоксами - не остается больше за кадром, она переносится в звучащий текст, а оттуда - на сцену. "Чудесный мандарин" Бартока - это слепок с сознания и подсознания, отравленных войной, запутавшихся между отвращением и тягой к смерти. ...Стремительно наслаиваются друг на друга оркестровые пласты, нарочито аляповато смешиваются тембровые краски: сиренообразное завывание струнных, стеклянное дребезжание фортепиано, колкий стук деревянных, надсадные вскрикивания медных. Организованная истеричность. Блестящая картина антимира. Феерия "Жар-птицы" лишена гротесковой хаотичности экспрессионизма, но по-своему это тоже хаос - только праздничный, подобно сверкающим цветовым смесям на полотнах Лентулова, Гончаровой. Сюжетная канва: приключения Ивана-Царевича и Жар-птицы - фикция. На самом деле это единая картина сказочного царства, как бы неподвижная снаружи, но бесконечно изменчивая, мерцающая тысячью красок внутри.

Гергиев четко артикулирует и держит ритм, не позволяя себя увлечь симфоническому напору.

Блистательные tutti не заслоняют от маэстро тихих эпизодов. Его вкрадчивые, безупречно произносимые шепоты и шелесты действуют, пожалуй, еще сильнее.

Мысль дирижера дискретна на всех уровнях: от отдельного мотива до целостного раздела. Охватывая каждое мгновение и укладывая мгновения в протяженные построения, он охватывает мыслью и эти построения и возводит из них (по- прежнему не упуская из виду частности!) еще более протяженные построения, и так далее, пока не складывается целое. Так, от точки к точке, от кульминации к кульминации создаются единое дыхание и единый ритм. Это держит в тонусе оркестрантов. И слушателей - Гергиев произносит, творит музыку на глазах, и это не может не увлекать.

Но иногда возникают ситуации, когда и увлекать, и держать внимание оказывается недостаточным. Хочется гипноза, магии, вовлечения в самую сердцевину музыки. Например, музыки Брамса. Увы, со Второй симфонией этого не произошло. Ритмическая изменчивость музыки Брамса завораживает как раз потому, что она незаметна! Гергиев же по-прежнему вел от "точки к точке", рельефно подавая перемены метра и ритма, очерчивая жирной линией то, что в партитуре дано неуловимым пунктиром. Под его руками симфония дышала энергией, но из нее ушел по-брамсовски камерный, ностальгический лиризм.

К большим музыкантам хочется придираться. Потому что мастерская игра оркестра, безупречный контакт дирижера с исполнителями остаются за скобками как само собой разумеющиеся. Критику достается самое интересное - интерпретация, а тут уж есть где развернуться! По счастью, в зале было больше "не-критиков": стоя, отбивая ладони и не щадя голос, публика "бравыми" криками ("бра-во!") приветствовала Артиста.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;