Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Я век себе по росту подбирал

Премьеры "Санктъ-Петербургъ-Оперы"

Елена ТРЕТЬЯКОВА Санкт-Петербург


Современная опера не в фаворе у наших музыкальных театров. Здесь наивно полагают, что можно прожить и за счет классики. С ней уже экспериментируют, практически не стесняясь. Наш золотой фонд, прежде незыблемый, на глазах становится все "актуальнее" и "злободневнее" - лирическую ли русскую оперу, историческую ли теперь все чаще играют, переносясь в ХХ век. Уже мало кто возмущается, возмущаться - значит проявить отсталость. Процесс, собственно, идет закономерный: никуда от очередного переосмысления своих святынь - с тем чтобы бросить новый взгляд на себя - не деться. Но если рассуждать логически, следующим закономерным шагом должно быть обращение к тому, что создают или недавно создали наши современники. Может ли в принципе развиваться искусство театра, если у него нет нового репертуара? Вопрос риторический. Адекватно реагируют на него театры небольшие и мобильные. В Петербурге это "Зазеркалье", где на зависть аналогичным труппам просто нет проблем с современным репертуаром, и "Санктъ-Петербургъ-Опера", о которой и пойдет речь. Ибо здесь переход в новое тысячелетие ознаменовали двумя премьерами - накануне нового года показали "Антиформалистический раек" Д.Шостаковича и вскоре затем - "Звезду Эмрайина" А.Смелкова.

"Раек" появился как вторая часть уже не первый сезон идущего спектакля по Шостаковичу - "Игроки-1942". Ему долго искали пару - и вот появился "антимузыкальный шарж в одном акте", инструментованный Б.Тищенко. Действующие лица здесь не больше и не меньше как Сталин, Ленин и Хрущев, глубокомысленно рассуждающие о формализме. Один со знаменитой трубкой в руке распевает свои тексты на мотив "Сулико", другой предстает в виде гипсового памятника, что не мешает ему пускаться в пляс, а третий стучит ботинком по трибуне. Вся эта бредовая дискуссия происходит в окружении полусумасшедших слушателей и участников из очень определенного лечебного заведения. Тексты самого Шостаковича - автора либретто - предельно саркастичны и злы. Пролог и эпилог с чувством, расстановкой и подтекстом произносит режиссер-постановщик Ю.Александров. А ведет это безумное собрание актерски предельно выразительный дирижер С.Иньков. На свет явилась, как из подполья, театрально-музыкальная миниатюра, которая в своем сценическом воплощении смешна и страшна одновременно. Этакий зловещий капустник, который, как ни странно, открывает Шостаковича с несвойственной ему вроде бы стороны, столько в нем боли и ненависти и столько поразительной сокровенности, будто все, что копилось, выплеснулось наружу в самом отвратительном виде...

После гротескной миниатюры обращение к опере А.Смелкова по повести Ч.Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" - это очищение трагедией. Когда-то этой повестью зачитывались, она породила спектакли-потрясения, например, в постановке А.Борисова из Якутии. Тогда же, десять лет назад, шел спектакль и в театре Ю.Александрова, хороший был спектакль. Теперь, вернувшись к музыке А.Смелкова, театр будто вдвое усилил ее воздействие. Она поразительна - красива, мелодична, удивительно разнообразна по средствам выразительности, мощи, излучаемому свету и одновременно напряженности...

А постановка в оформлении С.Пастуха очень проста и очень лаконична. Сначала на сцене только лодка со скрученными на мачте парусами и три восточные маски в человеческий рост. Из зала выходит мальчик с игрушечным корабликом в руках, садится на авансцене и начинает свой рассказ. Туман окутал лодку в море - и белое полотно парусов расстилается по сцене, закрывая маски тех божеств, которые охраняли жизнь моряков. Четверо в лодке - дед Орган (А.Торадзе), отец Эмрайин (А.Бобин-Шмидт), брат отца Мылгун (В.Алешков) и мальчик Кириск (В.Семагин), заблудившиеся в окутанной пеленой водной стихии. Глоток воды - возможность выжить. Чтобы сохранить для Кириска драгоценную влагу, мужчины принимают решение уйти, покинуть лодку. Тяжелое, мучительное решение. И все принимают это решение по-разному, но каждый - достойно. И каждая смерть - это обнажение маски, покрытой до времени белым саваном тумана. Спектакль - о прощании с жизнью ради жизни. Есть здесь и шаманские заклинания, и видения матери Кириска, и свидание отца Кириска с возлюбленной, и ритуал ухода, когда сбрасываются цветные одежды нивхов и остаются белые одежды, делающие всех равными перед лицом смерти... Тяжелый спектакль - из тех, что заставляют почувствовать комок в горле, но одновременно и светлый, поэтически возвышенный... Он не просто так решен Ю.Александровым. Он так сыгран. С поразительной отдачей, страстью, даже истовостью.

Уже не первый раз Ю.Александров "выигрывает" современную оперу. Вспомните "Корнета Рильке", за которого театр получил "Золотую маску"... Должен же оставить театр XXI века потомкам что-то свое, индивидуальное - не только постмодернистские коллажи того, что было создано в прошлых столетиях.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;