Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7272) 19-25 апреля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

"Золотая маска"

Клен ты мой, почти опавший...

БАЛЕТ И СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И. ЗАХАРКИНА


Д.Вишнева. "Драгоценности"
Вначале афиша "Маски" в танцевальном разделе показалась многообещающей - пять балетов и семь современных постановок. Но итоги вышли более чем скромными. Виной тому вовсе не отсутствие талантов на Руси Великой, а скорее, внутритеатральные игры, разные "подводные течения" в Мариинке и Большом, которые по ходу фестиваля основательно "размыли" намеченный репертуар. Были изначальные просчеты и в работе Экспертного совета, не всегда учитывавшего реальную ситуацию в каждом из театров, их амбиции и пристрастия. Спектакль - не абстракция. Выдвинуть можно что угодно. Но еще не факт, что выдвинутую постановку на фестивале покажут.

"Кленовый сад"

Фатально не везло балетам, в названиях которых фигурировал женский род. Еще в феврале скандально с афиши слетела многострадальная "Дочь фараона" Большого, выдвинутая сразу в четырех номинациях. А вместе с ней два серьезных претендента на "Маску" - почти несомненный лауреат Сергей Филин (Таор-Вильсон) и Мария Александрова (служанка Рамзея) - серьезная конкурентка Дианы Вишневой. Но театр за своих не боролся. Скорее, наоборот. Сначала на запланированные, но так и несостоявшиеся гастроли уплыли в Египет декорации. Потом выяснилось, что в труппе, насчитывающей 200 человек, танцевать главную героиню некому (одна балерина на гастролях, другая - в гриппу). Хотя ничто не мешало еще осенью страховки ради подготовить третью солистку. Но что уж обо всем этом говорить, раз в самом начале сезона бедолагу фараонову дочь лютой ненавистью возненавидел сам главный худрук театра!

"Зарисовки с натуры"

Не явилась на фестиваль и мариинская красотка "Манон". И сам фестивальный спектакль, и, естественно, главная героиня (номинировалась Диана Вишнева), а заодно и брат Манон (Максим Хребтов), также один из претендентов на лучшую мужскую роль, остались за бортом "Маски". Дополнительную интригу внесла семейная драма в Школе современного танца - Н.Огрызков не сумел договориться со своим немецким соавтором, и его "Свадебка" тоже слетела с конкурса.

Поистине злой рок преследовал балетный раздел фестиваля. Из-за травмы из списка номинантов выпал еще и драгоценнейший питерский бриллиант - Ульяна Лопаткина, которую надеялись увидеть в баланчинском балете. Вишневой повезло больше - в ней эксперты разглядели не только ветреную красотку Манон, но и настоящий рубин в тех же баланчинских "Драгоценностях". Оказавшись вне конкуренции в прямом смысле слова (остальные соперницы выбыли до начала фестиваля), за этот балет она и получила свою "Маску", хотя фестивальное выступление балерины было не самым блистательным и ярким. Да и "Драгоценности" на показе в Большом утратили премьерный блеск, были станцованы сильно подуставшей мариинской труппой немузыкально.

В итоге многоопытное жюри, определяя лучший спектакль, оказалось в крайне затруднительном положении. Ему предложили на выбор три малосопоставимых произведения - миниатюру ("Послеполуденный отдых фавна", Большой театр), три, по сути, одноактных балета ("Драгоценности", Мариинский театр) и полнометражку ("Фауст", Санкт-Петербургский театр оперы и балета им.М.П.Мусоргского). Причем хореография великих классиков ХХ века Баланчина и Роббинса соревновалась с произведением нашего современника Николая Боярчикова. Неудивительно, что при таком раскладе даже потускневшее сияние вечных "Драгоценностей" жюри пришлось больше по душе, чем сомнительная репутация доктора Фауста с его вселенской скукой, тягой к метафизике и чертовщине. "Мне скучно, Бес!" - не раз хотелось произнести во время просмотра огромного, заумного боярчиковского спектакля, в котором черт ногу сломит. Неспроста Мефистофель (на вид - нечисть весьма низкого ранга) прохромал весь балет! А заподозрить в исполнителе Фауста мыслителя, которого волнуют тайны бытия, просто не представлялось возможным. К сожалению, сейчас нет у Боярчикова таких ярких артистов, как Геннадий Судаков, Юрий Петухов, Владимир Аджамов, которые в былые дни "вытягивали" его замечательные постановки...

Все знают, что балетмейстеры ныне - раритет. Их раз, два - и обчелся. Выдвигая на "Маску" одного из них - Н.Боярчикова, другого - Б.Эйфмана - эксперты обидели, и совершенно напрасно. Как минимум недальновидно было не включить в список номинантов эйфмановского "Русского Гамлета" (постановка ГАБТа) Баланчина он бы не подвинул, но актерские работы в нем есть первоклассные.

Императрицу Марии Александровой, Павла I Дмитрия Гуданова как потенциальных победителей фестиваля не могу не упомянуть хотя бы в постмасочном обзоре! Как и Дмитрия Белоголовцева, чей Фаворит в эйфмановском балете был намного значительнее и ярче его же статичного хореографически, невыигрышного для показа Фавна, которого хореограф к тому же застал врасплох во время послеполуденного отдыха. За эту одиннадцатиминутную партию, к тому же лишенную каких-либо танцев, по сути, актера даже номинировать как-то неудобно. Или же исполнитель с ходу должен так ослепить жюри, чтобы оно не глядя вручило ему желанную премию. Но подобное в роббинсовской миниатюре, увы, почти невозможно... Да и лирико-гротескный солист Мариинского театра Вячеслав Самодуров (номинирован на "Лучшую мужскую роль") - ну никак не рубин! При том, что в "Драгоценностях" танцевал видный Игорь Зеленский, которого почему-то эксперты предпочли не заметить...

В конце концов, в номинации "Мужская роль" премию вовсе не присудили, хотя в прошлом сезоне было немало интересных актерских работ, которые по тем или иным причинам оказались вне "Маски".

В сравнении с "неурожайным" балетным разделом, казалось бы, изобилие наград сулил современный танец. Из семи заявленных спектаклей часть была на "сельскохозяйственные темы" ("Высокорослые томаты" - Танцевальная группа "Киплинг", Екатеринбург; "Сон о проросшем рисе" - Театр танца "Дорога из города", Казань). Другие повествовали про наш неприглядный быт ("Зарисовки с натуры" - Театр современного танца, Челябинск; "Счастье" - Театр танца "Игуан", Петербург). А третьи их авторам не то привиделись ("Прекрасные дамы маркизов и русских князей" - Государственный театр "Балет Евгения Панфилова", Пермь), не то приснились ("Кленовый сад" - группа "Провинциальные танцы", Екатеринбург).

За исключением последнего, есть у них много общего. Все они лет двадцать назад, когда про contemporary dance у нас еще ничего не слыхали, назывались бы художественной самодеятельностью. Когда не столько "самовыражались", сколько пытались создать нечто путное, чтобы, пройдя множество комиссий и приемок, дойти до какого-нибудь престижного смотра. Конечно, свободы было меньше, зато элементарного профессионализма куда больше.

Нынче другие времена. Танцует всякий, кому не лень, что похвально. Почитаешь порой программу современных спектаклей - Сократы писали! Ведь многие из ныне пляшущих и ставящих - физики, математики и биологи. А на сцене - сплошной примитив. Но это еще полбеды - мало ли что в самодеятельности бывает (которую, конечно, стоит и обсуждать, и поощрять). Но зачем более чем скромные результаты буйного "самовыражения" в танцах до упаду (недаром все танцоры больше валяются, чем скачут!) тащить на афишу профессионального национального театрального фестиваля? Разве только для заполнения номинации "Современный танец"...

Подобная номинация, конечно же, нужна, чтобы балет отделить от небалета. Но если нет достойных спектаклей, зачем пытаться "впаять" суррогат за достижение современного театрального искусства? А заграничные победы постановки "икс" или "игрек", которыми те так гордятся, сами по себе не могут служить пропуском в "масочный" репертуар. Там, на Западе, куча собственных завиральных идей. Мы для них прежде всего экзотика - сытый голодного не поймет даже в области современного танца...

Среди спектаклей в категории "Современный танец" профессионализмом выделялся разве что только "Кленовый сад". Прелестная сновиденческая картинка, поставленная под влиянием французов, в основном Карин Сапорта, но без агрессивности последней. В завершенную французскую верленовскую по духу форму тут облачены чисто русские девичьи мечтания. Про пушкинскую русалку, что "на ветвях сидит", про есенинский "клен ты мой опавший", милого-суженого, парный мещанский уют, выраженный в почти брейгелевских по стилю крестьянских танцах. И если парень с девушкой с разных концов одну морковку грызут, едва ли в этом стоит искать скрытый фрейдистско-юнговский подтекст...

За эстетский "Кленовый сад" присудили "Маски" и балетмейстеру Татьяне Багановой, и художницам Ольге Паутовой и Виктории Мозговой. Но почему при этом лучшим спектаклем жюри признало расплывчатые "Зарисовки с натуры" с их страшноватым постсоветским бытом глухомани, объяснить не берусь. Разве, чтобы быть ближе к народу...

Досыта насмотревшись "Рису" и "Помидоров", про "Счастье" да "Не там", предлагаю утвердить шуточную номинацию "за худший спектакль". И пусть эту "антимаску" присуждает зритель. Его, говорят, все равно не обманешь!

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;