Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7130) 28 мая - 3 июня 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Идут еще старинные часы

Ассамблеи "Musica viva"

Татьяна СИДОРОВА


"Мы не можем менять факты после того, как они свершились. Историю нельзя перелицовывать. Композитор - это повар, который оставил нам рецепт. Если мы добавим чего-то больше, чего-то меньше, то получится, может быть, и вкусно, но это будет уже другое", - сказал известный английский дирижер, страстный пропагандист аутентичного исполнения Кристофер Хогвуд, приехавший в Москву на "Музыкальные собрания" и на один вечер в БЗК ставший во главе оркестра "Musica viva".

Маэстро предложил исторически достоверные рецепты 94-й симфонии Гайдна, Концерта для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром Бетховена и Симфониетты "Ла Холла" Мартину. Надо сказать, блюдо получилось отменным. Публика, поначалу настороженно отнесшаяся к незнакомому яству, через несколько минут уже наслаждалась тонким букетом любопытных штрихов, неожиданных оттенков, динамических сюрпризов.

Симфония Гайдна очаровала добродушной простотой: дирижер никуда не гнал, любуясь каждым мотивом, радуясь вступлению каждого нового тембра и с особенным удовольствием отдаваясь праздничному хору всех звуков и тембров - оркестровым tutti. Особенно приковала внимание вторая часть - знаменитая бесхитростная мелодия, подпрыгивающая по звукам до-мажорного трезвучия. У Хогвуда она оказалась вовсе не бесхитростной и не подпрыгивающей, а настороженно и мягко ступающей... Ба, да это знаменитые гайдновские часы! Вокруг играет красками жизнь, а они знай себе тикают, оттеняя своей однотонностью пестроту событий. С постоянством человека, которого не оторвать от любимого лакомства, возвращался дирижер к черноземно-плясовому рефрену третьей части, не боясь его повторяемости - напротив, заводя ею публику, как, бывает, заводят повторяющиеся движения народного танца. По-своему "зацепил" Тройной концерт Бетховена - броскими, "выигранными" до последней ноты темами, пружинными паузами, непривычным количеством солистов, беседующих друг с другом причудливо-виртуозно, а с дирижером - почтительно и просто (Ханна Вайнмайстер - скрипка, Александр Рудин - виолончель, Алексей Любимов - фортепиано). Мартину, казавшийся поначалу чужим в окружении венских классиков, очень скоро доказал свою полную с ними совместимость (не без помощи Кристофера Хогвуда): то же будоражащее слух обновление материала, задевающая за живое ритмика, любование динамикой, тембрами. С каждым из музыкальных рецептов дирижер-кулинар поступил мудро и просто: убрал излишнее количество привнесенной позже "сдобы" - КОНЦЕПЦИЮ, ПАФОС, и дал нам почувствовать вкус собственно музыки. Ощутить прелесть музыкального "сегодня" в отличие от вечно влекущего "завтра" позднейшего романтического симфонизма.

Впрочем, "просто" - кажется стороннему наблюдателю, не видевшему дирижерских партитур. А они вдоль и поперек испещрены правками: заострены штрихи, проставлена более рельефная фразировка, выписана мелкая динамика - все для того, чтобы обострить контрасты, сделать мотивы более выпуклыми, звучание - более компактным и в конечном счете соблюсти историческую достоверность. Но кто снабдил маэстро достоверными рецептами? Отвечая на этот вопрос, Кристофер Хогвуд отдал должное охватившему Европу аутентичному движению. И воспел хвалу... отсутствию у себя профессионального музыкального образования, а значит, свободе от консерваторских догм. Оказалось, что Хогвуд окончил Кембриджский университет как философ, а потом от скуки (!) стал частным образом изучать музыку под руководством Густава Леонарда и Зузаны Ружичковой. Свою роль сыграло природное любопытство: "Я умел задавать вопросы. Поиски ответов на них стали для меня самой лучшей школой". Перелистав горы партитур, проштудировав немало книг по музыкальной истории, дирижер вывел для себя главное правило: доверять истории и помнить, что аутентичное исполнение начинается не с инструмента, а с головы музыканта.

Вразрез с отведенной ему ролью спрашиваемого Кристофер Хогвуд на пресс-конференции сам беспрерывно бомбардировал аудиторию вопросами, словно примеряясь к новой для него стране. Встреча плавно перетекла в лекцию, а концерт стал своеобразным мастер-классом: по словам дирижера, на примере солистов и оркестра "Musica viva" он хотел показать, как играть аутентично на неаутентичных, современных инструментах. С участниками "мастер-класса" маэстро явно повезло: тонкий, интеллектуальный музыкант Александр Рудин, талантливая, восприимчивая австрийская скрипачка Ханна Вайнмайстер, ветеран аутентичного исполнения, безошибочно чувствующий эпоху и стиль Алексей Любимов, и умный, податливый оркестр, звучавший под руками английского дирижера на редкость красочно и многомерно.

Знаком верности эпохе стал и несколько озадачивший публику прием исполнения Гайдна: дирижер разнес во времени 94-ю симфонию, исполнив первые три части в начале, а четвертую - в конце выступления. Простодушно-светлым финалом он снял напряжение бетховенского концерта, а заодно как бы шутя разрушил наши музыковедческие представления о непременном единстве четырехчастного симфонического цикла: вот ведь как было во времена Гайдна - симфонию играли по частям, как танцевальную сюиту... Концерт Хогвуда расшатал и многие другие, уже прежде подточенные консерваторские истины, и с новой силой всколыхнул вопросы. Где предел аутентичности? Ведь чтобы исполнение было полностью достоверным, необходимо возродить среду, в которой звучала эта музыка, а это невозможно, как невозможно совершить путешествие в прошлое. Значит, получается полуправда?.. Стоит ли ограничивать композитора современными ему инструментами и манерой исполнения? А что, если, будучи гением, он создавал музыку для будущего, в том числе и для не существующих пока еще в его время инструментов? Что такое аутентичное исполнение в применении к композиторам, скажем, начала ХХ века, к тому же Богуславу Мартину?

Пожалуй, слишком много вопросов для такого светлого и антирефлексивного концерта, каким угостил нас Кристофер Хогвуд. Не лучше ли, насладившись отменной музыкальной трапезой, отправиться на покой? Не лучше. По мнению диетологов, сон после обеда чреват потерей формы.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;