Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7130) 28 мая - 3 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаИдут еще старинные часыАссамблеи "Musica viva" Татьяна СИДОРОВА "Мы не можем менять факты после того, как они свершились. Историю нельзя перелицовывать. Композитор - это повар, который оставил нам рецепт. Если мы добавим чего-то больше, чего-то меньше, то получится, может быть, и вкусно, но это будет уже другое", - сказал известный английский дирижер, страстный пропагандист аутентичного исполнения Кристофер Хогвуд, приехавший в Москву на "Музыкальные собрания" и на один вечер в БЗК ставший во главе оркестра "Musica viva". Маэстро предложил исторически достоверные рецепты 94-й симфонии Гайдна, Концерта для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром Бетховена и Симфониетты "Ла Холла" Мартину. Надо сказать, блюдо получилось отменным. Публика, поначалу настороженно отнесшаяся к незнакомому яству, через несколько минут уже наслаждалась тонким букетом любопытных штрихов, неожиданных оттенков, динамических сюрпризов. Симфония Гайдна очаровала добродушной простотой: дирижер никуда не гнал, любуясь каждым мотивом, радуясь вступлению каждого нового тембра и с особенным удовольствием отдаваясь праздничному хору всех звуков и тембров - оркестровым tutti. Особенно приковала внимание вторая часть - знаменитая бесхитростная мелодия, подпрыгивающая по звукам до-мажорного трезвучия. У Хогвуда она оказалась вовсе не бесхитростной и не подпрыгивающей, а настороженно и мягко ступающей... Ба, да это знаменитые гайдновские часы! Вокруг играет красками жизнь, а они знай себе тикают, оттеняя своей однотонностью пестроту событий. С постоянством человека, которого не оторвать от любимого лакомства, возвращался дирижер к черноземно-плясовому рефрену третьей части, не боясь его повторяемости - напротив, заводя ею публику, как, бывает, заводят повторяющиеся движения народного танца. По-своему "зацепил" Тройной концерт Бетховена - броскими, "выигранными" до последней ноты темами, пружинными паузами, непривычным количеством солистов, беседующих друг с другом причудливо-виртуозно, а с дирижером - почтительно и просто (Ханна Вайнмайстер - скрипка, Александр Рудин - виолончель, Алексей Любимов - фортепиано). Мартину, казавшийся поначалу чужим в окружении венских классиков, очень скоро доказал свою полную с ними совместимость (не без помощи Кристофера Хогвуда): то же будоражащее слух обновление материала, задевающая за живое ритмика, любование динамикой, тембрами. С каждым из музыкальных рецептов дирижер-кулинар поступил мудро и просто: убрал излишнее количество привнесенной позже "сдобы" - КОНЦЕПЦИЮ, ПАФОС, и дал нам почувствовать вкус собственно музыки. Ощутить прелесть музыкального "сегодня" в отличие от вечно влекущего "завтра" позднейшего романтического симфонизма. Впрочем, "просто" - кажется стороннему наблюдателю, не видевшему дирижерских партитур. А они вдоль и поперек испещрены правками: заострены штрихи, проставлена более рельефная фразировка, выписана мелкая динамика - все для того, чтобы обострить контрасты, сделать мотивы более выпуклыми, звучание - более компактным и в конечном счете соблюсти историческую достоверность. Но кто снабдил маэстро достоверными рецептами? Отвечая на этот вопрос, Кристофер Хогвуд отдал должное охватившему Европу аутентичному движению. И воспел хвалу... отсутствию у себя профессионального музыкального образования, а значит, свободе от консерваторских догм. Оказалось, что Хогвуд окончил Кембриджский университет как философ, а потом от скуки (!) стал частным образом изучать музыку под руководством Густава Леонарда и Зузаны Ружичковой. Свою роль сыграло природное любопытство: "Я умел задавать вопросы. Поиски ответов на них стали для меня самой лучшей школой". Перелистав горы партитур, проштудировав немало книг по музыкальной истории, дирижер вывел для себя главное правило: доверять истории и помнить, что аутентичное исполнение начинается не с инструмента, а с головы музыканта. Вразрез с отведенной ему ролью спрашиваемого Кристофер Хогвуд на пресс-конференции сам беспрерывно бомбардировал аудиторию вопросами, словно примеряясь к новой для него стране. Встреча плавно перетекла в лекцию, а концерт стал своеобразным мастер-классом: по словам дирижера, на примере солистов и оркестра "Musica viva" он хотел показать, как играть аутентично на неаутентичных, современных инструментах. С участниками "мастер-класса" маэстро явно повезло: тонкий, интеллектуальный музыкант Александр Рудин, талантливая, восприимчивая австрийская скрипачка Ханна Вайнмайстер, ветеран аутентичного исполнения, безошибочно чувствующий эпоху и стиль Алексей Любимов, и умный, податливый оркестр, звучавший под руками английского дирижера на редкость красочно и многомерно. Знаком верности эпохе стал и несколько озадачивший публику прием исполнения Гайдна: дирижер разнес во времени 94-ю симфонию, исполнив первые три части в начале, а четвертую - в конце выступления. Простодушно-светлым финалом он снял напряжение бетховенского концерта, а заодно как бы шутя разрушил наши музыковедческие представления о непременном единстве четырехчастного симфонического цикла: вот ведь как было во времена Гайдна - симфонию играли по частям, как танцевальную сюиту... Концерт Хогвуда расшатал и многие другие, уже прежде подточенные консерваторские истины, и с новой силой всколыхнул вопросы. Где предел аутентичности? Ведь чтобы исполнение было полностью достоверным, необходимо возродить среду, в которой звучала эта музыка, а это невозможно, как невозможно совершить путешествие в прошлое. Значит, получается полуправда?.. Стоит ли ограничивать композитора современными ему инструментами и манерой исполнения? А что, если, будучи гением, он создавал музыку для будущего, в том числе и для не существующих пока еще в его время инструментов? Что такое аутентичное исполнение в применении к композиторам, скажем, начала ХХ века, к тому же Богуславу Мартину? Пожалуй, слишком много вопросов для такого светлого и антирефлексивного концерта, каким угостил нас Кристофер Хогвуд. Не лучше ли, насладившись отменной музыкальной трапезой, отправиться на покой? Не лучше. По мнению диетологов, сон после обеда чреват потерей формы. Также в рубрике:
|