Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Между делом было слово

Геннадий Рождественский в БЗК

Анна ВЕТХОВА
Фото Э. ЛЕВИНА


Г.Рождественский

Приступы обострения чувств по отношению к качеству звучания оркестра случаются с каждым дирижером. Но такого безусловного гения, как Геннадий Рождественский, недовольство уровнем оркестровой игры провоцирует, как оказалось, на действия самые радикальные. Недавно он перед самой премьерой отстранился от репетиций "Иоланты" и "Медведя" Вальтена в Монте-Карло, причем, получив извинения от приглашавшей стороны: маэстро недоволен оркестром, значит, оркестр действительно плох. В Москве случились две отмены концертов, долженствовавших пройти в рамках юбилейного (к 70-летию со дня рождения) абонемента Геннадия Николаевича: оба - с оркестром МГАФ, оба - по причине плохой, по словам маэстро, организации репетиций. За последнюю отмену (1 марта) Рождественский решил извиниться перед держателями абонементов, поскольку поставил в известность дирекцию БЗК только за два часа перед началом концерта. Маэстро сделал это 17 апреля, в тот вечер, когда дирижировал Симфонической капеллой Валерия Полянского (концерт прошел в рамках юбилейного фестиваля в честь БЗК). Рождественский оформил свою речь в жанре парабазы (отступление, обращенное к публике в древнегреческой комедии) и, следуя избранному стилю, не ограничился парой фраз. В течение двадцати пяти минут слушатели БЗК пытались вернуть маэстро к реальности (выкрики из зала, попытки "захлопать"): в парабазе Рождественского были не только извинения, но и многочисленные детальные аргументации своего поступка, обсуждение прессы, появившейся по этому случаю, и т.д. и т.п. Жаль, что Геннадий Николаевич снял из программы свои традиционные комментарии к исполняемым сочинениям (рассказать он мог бы очень много интересного), заменив их столь странной и пространной преамбулой. Но когда началась музыка, все вроде бы встало на свои места. Шестичастная гайдновская симфония, построенная по принципу сюитного цикла, развеяла уже изрядно накалившуюся атмосферу своим чарующе-простым до мажором. Оркестр небезупречно, но справлялся с текстом, однако контрасты между частями, близкими в темповом отношении, не были яркими, а внутреннее движение, долженствовавшее при таком прочтении цикла придать естественность и живость форме целого, периодически оркестром терялось. Но вот кто-то из слушателей по привычке захлопал после четвертой части (лишнее доказательство того, как бы не помешали музыковедческие комментарии дирижера!), и... Рождественскийобъяснил, сколько в симфонии частей. Заиграли финал, и... маэстро прервал оркестр, заставив скрипки подстроиться. А потом скомандовал: "С тридцать третьего такта!" Не помню, доводила ли до подобных радикальных поступков борьба за качество звучания оркестра кого-нибудь из дирижеров. Гайдн оказался совершенно потерян для слушателей, ведь концепция симфонии ломалась дважды!

Потом, после пережитого шока, явилась Вторая симфония Прокофьева - не любимая дирижерами, почти неиграемая, безумно яркая, ошарашивающая конструктивистскими напластованиями линий. И случился шок второй, но иного рода: никто бы не сыграл ее так здорово, современно и качественно, как Рождественский. Потом он создал интерпретационный шедевр Шестой симфонии Шостаковича, вытянув бесконечные мелодические линии, создав ощущение застылости, великолепно выстроив соло (замечательно играли деревянные духовые) и безупречно расставив кульминации. А в финале вечера, после колоссального музыкального и ситуационного напряжения, подлил меломанского бальзама - сыграл "Жар-птицу" Стравинского, поставив залихватскую точку "Поганым плясом".

"Я боготворю свободу слова и презираю свободу лже", - сказал Геннадий Рождественский. Думаю, что многие были с ним согласны, но оценили не слово. Недаром же ему кричали: "Музыку давай!" И таки ее получили.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;