Под сенью черешневого леса
Краутер и Куснирович придумали фестиваль
Анна ВЕТХОВА
Фестивалей академической музыки даже в Москве великое множество. Не каждый из них имеет свое лицо, не каждый способен предложить публике нечто нетривиальное. Поэтому, когда в гуще бурной и не блещущей элитарностью музыкальной жизни Москвы появляется очередной новорожденный, первое ощущение, безусловно, скептическое. Еще один? А зачем? Приблизительно с таким вопросом я обратилась к устроителям Международного музыкального фестиваля "Черешневый лес", который пройдет в Усадебном дворе Государственного музея А.С.Пушкина (что на Пречистенке) с 23 по 29 мая. Фестиваль организован Некоммерческим партнерством "Международный фестиваль искусств "Черешневый лес" и "BOSCO DI CILIEGI". Во главе первого - Александр Краутер, хорошо известный в музыкальном мире как директор симфонического оркестра п/у Павла Когана, а также как организатор различных театральных и музыкальных акций; во главе второго - Михаил Куснирович, "неутомимый деятель российского фэшн-бизнеса", как пишет о нем пресса, открывший в 1992 году первый в России модный бутик; ныне же с именем Куснировича у нас прочно связаны такие марки, как Max Mara, Marina Rinaldi, Nina Ricci, Kenzo, Givanchy, Calvin Klein, и многие другие. Ответ получила забавный, но исчерпывающий: никакой особенно замысловатой концепции нет, просто есть огромное желание сделать такой фестиваль, за который было бы не стыдно перед публикой и который - что главное - нравился бы самим устроителям. А для этого есть все составляющие, начиная с финансов и заканчивая фонтаном бьющими идеями. Есть любовь к популярной классике и высококлассным исполнителям. Есть стремление к особого рода элитарности, суть которой - в содружестве суперпрофессионалов. Как говорят Краутер и Куснирович, ошибочно полагать, что они придумали фестиваль вдвоем. "Посмотрите на нас: не кажется ли вам, что нас как минимум четверо?" - намекают они на свои отнюдь не субтильные комплекции. Но энергии и изобретательности этим личностям, прошедшим нелегкие пути от оркестранта до директора (Краутер) и от дворника Большого театра до главы компании (Куснирович), безусловно, не занимать. А если шутки отставить, то в осуществлении проекта участвовал Попечительский совет, состоящий из весьма достойных и знаменитых личностей. Это его глава Олег Янковский, Андреас Майер-Ландрут (глава представительства компании "Даймлер Крайслер"), Юрий Башмет, Игорь Бутман, Галина Волчек, Елена Ерицян (генеральный директор Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века"), Вячеслав Зайцев, Павел Коган, Рейнхард Шварц (профессор Венской академии музыки), Эдвард Радзинский и Виктор Третьяков. Родилась программа из четырех вечеров: откроют фестиваль симфонический оркестр п/у Павла Когана и Михаил Плетнев, в исполнении которых прозвучат Пятый фортепианный концерт Бетховена и "Итальянская симфония" Мендельсона; с камерным оркестром "Виртуозы Москвы", за пульт которого встанет Саулюс Сондецкис, выступят пианистка из США, ученица Белы Давидович Джулия Зильберквит и тенор, лауреат конкурса "Bela voce" Дмитрий Корчак (в программе Моцарт, Бах, Гайдн, Шуберт, Доницетти); уникальный эстонский ансамбль "Hortus musicus" пригласит всех желающих на танцевальный праздник "Итальянская придворная музыка XVII века", а завершится фестиваль концертом из сочинений Брамса и Чайковского "Солистов Москвы" и Юрия Башмета. Как и полагается профессионалам, сделав один фестиваль, они уже задумались над тем, каким будет продолжение. А будущий "Черешневый лес" (кстати, это название - точный перевод итальянского "BOSCO DI CILIEGI") соберет таких исполнителей, как Владимир Ашкенази, Гидон Кремер, Даниэль Хоуп, Питер Донохоу, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Даниэль Поллак, и такие коллективы, как Оркестр Чешской филармонии, британские The Hillard Ensemble, Fretwork, The Tallies Scholars и знаменитый французский Les Arts Florissants. Телеканал "Культура" будет регулярно освещать концерты фестиваля.
Говорят, что черешневый лес в природе не встречается. Но в музыке - мы знаем - возможно все.