Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7274) 17 мая- 23 мая 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоНостальгия по будущемуНОВОЕ ПОКОЛЕНИЕБеседу вела Анна ВЕТХОВА Мы продолжаем разговор, начатый в номере от 12 апреля с.г. нашей газеты, о проблемах "профессионального старта" творческой молодежи, о том, как - исключительно с опорой на собственные силы или при чьей-то поддержке - приходит в российское искусство новое поколение. Эти два материала о начале карьеры молодых музыкантов - из Москвы и из Челябинска...Молодые музыканты попали сегодня в интересный культурный контекст. Музыкальное пространство, в котором пытаются реализовать себя новоиспеченные пианисты, композиторы, оркестранты и солисты, певцы и дирижеры, неоднородно, несмотря на то что доминирующей в концертной практике по-прежнему остается музыка, которую у нас принято называть классической. Тем не менее многим в этих рамках стало тесно. Далеко не всякого исполнителя привлекают лавры лауреата всевозможных конкурсов и карьера виртуоза. Мы стали задумываться над тем, так ли совершенна та музыкальная среда, к которой мы привыкли, в которой выросли и которую в свое время приняли как эталонную. Многие, получив академическое музыкальное образование, нашли себя в самых разных музыкальных и околомузыкальных областях. Мои бывшие однокурсники, окончившие теоретико-композиторский факультет МГК, занимаются не столько наукой, сколько исполнительской практикой. И это, на мой взгляд, факт для нашего времени показательный. Сегодня мы пытаемся осмыслить ту ситуацию, в которой оказались. Понять, почему мы выбрали именно такой путь в музыке, от чего решили отказаться. Моя собеседница - аспирантка МГК, клавесинистка, художественный руководитель ансамбля старинной музыки Homo Ludens Ольга ФИЛИППОВА, с которой мы вместе учились долгих девять лет. - Почему ты выбрала клавесин?32950- Дело не столько в инструменте, сколько в возможности освоения нового музыкального языка. Не секрет, что многие музыканты, посвятившие себя исполнению старинной музыки, имеют образование историков. Открывая для себя старинные инструменты и приемы игры на них, постепенно приходишь к постижению совершенно нового музыкального содержания. - Но почти никто из известных "классических" музыкантов не отзывается об историческом исполнительстве с энтузиазмом. Для абсолютного большинства это музейное искусство или, хуже того, профанация исторической памяти, рекламный трюк.32954- Это не совсем так. За последние несколько лет отношение изменилось. Один лишь факт, что музыканты аутентичного направления стали постоянными участниками такого престижного и любимого меломанами фестиваля, как "Декабрьские вечера" Святослава Рихтера, говорит о том, что историческое исполнительство в нашей культуре прижилось. Возражения же "классических" музыкантов обычно относятся к тому репертуару, который входит в необходимый профессиональный минимум консерваторцев. К примеру, мало кто из пианистов выступает против исполнения токкат Фрескобальди на клавесине, но при этом многие утверждают, что "Хорошо темперированный клавир" Баха лучше звучит на рояле. В нашем сознании до сих пор существует своего рода хроноцентризм - взгляд на музыкальную культуру сквозь призму классико-романтической эпохи. Главное, чему учит старинная музыка, - мыслить в иной традиции. В ней совсем другое отношение к материи звука, к его движению, есть элемент акустической игры, лепки энергетики звука как такового. Музыкальное целое создается как своего рода мозаика. Складывая ее фигуры, чувствуешь себя не столько интерпретатором, сколько соавтором. Я согласна с тем, что название "подлинное" (буквальный перевод понятия "аутентичное") весьма условно. Мы не можем воссоздать подлинное звучание произведений, скажем, эпохи барокко. Но это и не является нашей целью, хотя элемент достоверности при использовании исторических инструментов и воссоздании документально зафиксированных приемов игры и исполнительских навыков, несомненно, есть. Мы лишь пытаемся через соприкосновение с культурой прошлого обрести новые идеи. Русская исполнительская школа сложилась в романтическую эпоху. Огромное влияние на музыкальное образование в целом оказала идея прогресса, под влиянием которой выстраивалась сама музыкальная история. Классико-романтический стиль воспринимался как итоговый и потому господствующий. Вторая половина ХХ века открыла нам самоценность разных исторических эпох. И только сейчас мы стали понимать, как важна в исполнительской культуре стилистическая преемственность. Замкнутость в рамках одной школы обрекает нас на бесконечные повторения, воспроизведения в разных вариантах одного и того же. - Говорит ли это о том, что в настоящий момент кризис нашей - некогда великой - исполнительской школы стал действительно очевиден? Ведь за редчайшим исключением мы сейчас не становимся свидетелями рождения музыкантов, способных завладеть умами публики?32959- Наверное, сегодня просто нет потребности в кумирах, и причина этого сокрыта, разумеется, не в культуре, а в изменении сознания общества. Советская эпоха представляла собой абсолютно завершенную и четко выстроенную структуру, где организация культурного пространства точно копировала организацию пространства социального. У нас были великие вожди и великие музыканты, искусство составляло неотъемлемую часть идеологии. И сегодня привязанность публики и исполнителей к совершенно определенному репертуару - отчасти психологическая привычка. - Но насколько она сильна! Ведь по-настоящему востребованы публикой только те самые классико-романтические музыканты со своим повторяющимся репертуаром. Мы можем рассуждать об интерпретациях, об индивидуальности того или иного достойного героя этой традиции, но на самом деле создается ощущение, что музыкальное искусство давно превратилось у нас в ритуал. Каковы же перспективы развития ситуации, на твой взгляд?32963- Они - в выработке нового музыкального мышления. Музыканты и слушатели должны полностью отказаться от инерционности в восприятии искусства. Безапелляционная приверженность академического образования одному направлению не способствует воспитанию у молодых исполнителей ни потребности в новой информации, ни навыков ее сбора и обработки. А между тем отличительная особенность нашего времени - действие в очень широком историческом пространстве. Сегодня есть возможность синтеза разных культур, стилевой игры. Современный исполнитель должен научиться пользоваться огромным стилевым словарем, стать музыкантом-интеллектуалом. Заново открытые музыкальные языки уже не принадлежат только своей эпохе. Может быть, это и есть свобода. Также в рубрике:
|