Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 31.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№20 (7131) 4 - 10 июня 1998г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Палитра

Остров живописцев

Святое место для русского искусства

Евг. ВАСИЛЬЕВ

Издавна остров Валаам на Ладожском озере привлекал русских художников. На нем побывали И.Шишкин и Н.Рерих, А.Куинджи и М.Клодт, А.Гине и П.Джогин, А.Мокрицкий и А.Мещерский...

Но за последние десятилетия этот благотворный для художников край был ими забыт, почти не посещаем. Причины тому разные. Не из последних - "дикая, трудная", по словам Шишкина, природа, а, соответственно, трудные условия жизни и работы.

Поэтому нужно лишь приветствовать чуть ли не первую за последний век выставку, "персонально" посвященную Валааму и состоявшуюся в залах галереи "Раменки". Называется она "Святой Валаам". На ней представлены работы четырех московских художников - Ольги Руновской, Сергея Бусахина, Александра Егорова, Игоря Кочетова. Поначалу меня смутило название экспозиции - "Святой Валаам". Я было подумал, что увижу нынешние модные сюжеты, избитые виды монастырей, церквей и других православных достопримечательностей, когда христианские ценности становятся дешевым рыночным ширпотребом для невзыскательного покупателя.

Конечно, побывать на Валааме и не восхититься одним из древнейших на Руси Спасо-Преображенским монастырем, основанным в XIV веке, и его архитектурными памятниками, - невозможно. Поэтому он привлекал и будет привлекать художников. Но надо иметь чувство меры. Знать грань между истинной красотой и сусальной красивостью, настоящим вдохновением и безразличным описательством. И художники вполне эту меру выдержали. Есть, есть в работах и монастырь, и церкви, и колокола, к примеру, великолепная акварель Игоря Кочетова.

Однако они, продолжив валаамскую традицию великих русских мастеров, вдохновенно писали и колоритные скалы, несокрушимыми кручами ниспадающие в прозрачные воды, сосновые леса, обрамляющие берега заливов и бухт, безбрежные ладожские воды, то сияющие солнечной голубизной, то застланные угрюмым туманом.

Несомненно, каждый из четверки понимал и принимал Валаам по-своему. Игорь Кочетов - как романтически-приподнятый, взволнованно-таинственный, напряженно-сдержанный. Ласковым, лирически напевным и светлым изобразила его Ольга Руновская. Безгранично свободным, эпически распахнутым увидел его Александр Егоров - священник Отец Александр. Сергей Бусахин попытался найти в Валааме некий мистический смысл, подчас с явным салонным настроем.

Выставка заинтересовала меня личными воспоминаниями. В шестидесятых годах я две недели провел на Валааме и в него влюбился. Тогда через газету предложил устроить здесь своеобразный художественный музей. Экспонаты? Это репродукции широко известных, знаменитых картин Шишкина, Куинджи, Рериха и других художников, увековечивших остров. Это и работы современных живописцев и графиков. Кстати, Шишкин упоминал о том, что почти каждый художник непременно оставлял в Валаамском монастыре свою работу, созданную на острове. Из них, кажется, образовалась неплохая картинная галерея, о которой уже здесь не помнят.

Идея создания художественного музея, предложенная газетой, встретила понимание у художников, островных властей, Министерства культуры Карельской республики. Но потом в силу разных, в основном материально-финансовых причин заглохла. А почему не возродить старую традицию и не создать на Валааме музей? Для этого есть, по-моему, вполне реальные возможности. Наверное, как и в прошлом веке, монастырь заинтересован в присутствии художников и в столь высокой художественной популяризации "Святого Валаама". Он мог бы предоставить помещение и соответствующую для него обслугу.

Не могу не привести примечательные слова из письма Шишкина: "Бог даст, на следующее лето туда (на Валаам. - Е.В. ) опять. Монахи будут очень рады, они нас полюбили. На днях у меня был казначей валаамский и от лица игумена звал нас на следующее лето". Наверное, и сейчас монахам и художникам можно найти общий язык.

И еще сошлюсь на Шишкина. Он упомянул о том, что выпускники Петербургской академии художеств часто посылались на остров "на выдержку", на своеобразную физическую и нравственно-духовную практику. Не восстановить ли нашим художественным учебным заведениям и Российской академии художеств этот обычай? Можно было бы организовать на Валааме что-то вроде летней творческой мастерской. Польза, в том числе экономическая, была бы обоюдная - и художникам, и монастырю, и местной администрации. Словом, Валаам можно и нужно сделать воистину "святым местом" для русского искусства.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура