Форум | Партнеры | Акции | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
ЗаконоКультура![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 31.10.2007 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№20 (7131) 4 - 10 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
ПалитраОстров живописцевСвятое место для русского искусства Евг. ВАСИЛЬЕВ
Издавна остров Валаам на Ладожском озере привлекал русских художников. На нем побывали И.Шишкин и Н.Рерих, А.Куинджи и М.Клодт, А.Гине и П.Джогин, А.Мокрицкий и А.Мещерский... Но за последние десятилетия этот благотворный для художников край был ими забыт, почти не посещаем. Причины тому разные. Не из последних - "дикая, трудная", по словам Шишкина, природа, а, соответственно, трудные условия жизни и работы. Поэтому нужно лишь приветствовать чуть ли не первую за последний век выставку, "персонально" посвященную Валааму и состоявшуюся в залах галереи "Раменки". Называется она "Святой Валаам". На ней представлены работы четырех московских художников - Ольги Руновской, Сергея Бусахина, Александра Егорова, Игоря Кочетова. Поначалу меня смутило название экспозиции - "Святой Валаам". Я было подумал, что увижу нынешние модные сюжеты, избитые виды монастырей, церквей и других православных достопримечательностей, когда христианские ценности становятся дешевым рыночным ширпотребом для невзыскательного покупателя. Конечно, побывать на Валааме и не восхититься одним из древнейших на Руси Спасо-Преображенским монастырем, основанным в XIV веке, и его архитектурными памятниками, - невозможно. Поэтому он привлекал и будет привлекать художников. Но надо иметь чувство меры. Знать грань между истинной красотой и сусальной красивостью, настоящим вдохновением и безразличным описательством. И художники вполне эту меру выдержали. Есть, есть в работах и монастырь, и церкви, и колокола, к примеру, великолепная акварель Игоря Кочетова. Однако они, продолжив валаамскую традицию великих русских мастеров, вдохновенно писали и колоритные скалы, несокрушимыми кручами ниспадающие в прозрачные воды, сосновые леса, обрамляющие берега заливов и бухт, безбрежные ладожские воды, то сияющие солнечной голубизной, то застланные угрюмым туманом. Несомненно, каждый из четверки понимал и принимал Валаам по-своему. Игорь Кочетов - как романтически-приподнятый, взволнованно-таинственный, напряженно-сдержанный. Ласковым, лирически напевным и светлым изобразила его Ольга Руновская. Безгранично свободным, эпически распахнутым увидел его Александр Егоров - священник Отец Александр. Сергей Бусахин попытался найти в Валааме некий мистический смысл, подчас с явным салонным настроем. Выставка заинтересовала меня личными воспоминаниями. В шестидесятых годах я две недели провел на Валааме и в него влюбился. Тогда через газету предложил устроить здесь своеобразный художественный музей. Экспонаты? Это репродукции широко известных, знаменитых картин Шишкина, Куинджи, Рериха и других художников, увековечивших остров. Это и работы современных живописцев и графиков. Кстати, Шишкин упоминал о том, что почти каждый художник непременно оставлял в Валаамском монастыре свою работу, созданную на острове. Из них, кажется, образовалась неплохая картинная галерея, о которой уже здесь не помнят. Идея создания художественного музея, предложенная газетой, встретила понимание у художников, островных властей, Министерства культуры Карельской республики. Но потом в силу разных, в основном материально-финансовых причин заглохла. А почему не возродить старую традицию и не создать на Валааме музей? Для этого есть, по-моему, вполне реальные возможности. Наверное, как и в прошлом веке, монастырь заинтересован в присутствии художников и в столь высокой художественной популяризации "Святого Валаама". Он мог бы предоставить помещение и соответствующую для него обслугу. Не могу не привести примечательные слова из письма Шишкина: "Бог даст, на следующее лето туда (на Валаам. - Е.В. ) опять. Монахи будут очень рады, они нас полюбили. На днях у меня был казначей валаамский и от лица игумена звал нас на следующее лето". Наверное, и сейчас монахам и художникам можно найти общий язык. И еще сошлюсь на Шишкина. Он упомянул о том, что выпускники Петербургской академии художеств часто посылались на остров "на выдержку", на своеобразную физическую и нравственно-духовную практику. Не восстановить ли нашим художественным учебным заведениям и Российской академии художеств этот обычай? Можно было бы организовать на Валааме что-то вроде летней творческой мастерской. Польза, в том числе экономическая, была бы обоюдная - и художникам, и монастырю, и местной администрации. Словом, Валаам можно и нужно сделать воистину "святым местом" для русского искусства. А так же в рубрике:
|