Форум | Партнеры | Акции | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
ЗаконоКультура![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 31.10.2007 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№20 (7131) 4 - 10 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Краски мираЗадержаны в Нью-Йорке незаконно картиныавстрийского художника Эгона Шиле из венского Музея Леопольда Александр КУЗЬМИН
Несмотря на вынесенное недавно судом Нью-Йорка решение о незаконности задержания властями города двух картин выдающегося австрийского импрессиониста Эгона Шиле из коллекции венского Музея Леопольда, дальнейшая судьба полотен продолжает оставаться неизвестной. Созданные в 1911 - 1912 годы шедевры "Портрет Валли" и "Мертвый город" демонстрировались в начале года в нью-йоркском Музее современного искусства в рамках традиционного музейного обмена. Однако за 48 часов до закрытия экспозиции власти города неожиданно наложили запрет на возвращение в Вену двух полотен художника до выяснения обстоятельств, связанных с их истинными владельцами. Проживающие в США еврейские семьи заявили, что картины якобы принадлежат им и были похищены у их родственников во время второй мировой войны нацистами. История с картинами Шиле произвела в Австрии эффект разорвавшейся бомбы. В борьбу за возвращение полотен вступила не только министр образования и культуры Австрии Элизабет Герер, но и известные юристы, коллекционеры. Засуетились и страховые компании: полотна застрахованы на немалую сумму - почти 90 миллионов шиллингов (около 7 миллионов долларов США). Свое беспокойство в связи с арестом картин не скрывал и известный коллекционер Рудольф Леопольд, который утверждал, что обе картины были приобретены им на законных основаниях. Американская судья Лаура Дрейджер, по сообщениям печати, сочла, что претензии еврейских семей не являются основанием для конфискации картин, находившихся за рубежом в рамках культурного обмена. К тому же сам Леопольд уже многие годы известен как коллекционер и никогда не скрывал факта приобретения им работ Шиле. В судебном заключении объемом около 30 страниц судья приходит к выводу, что такие картины должны быть защищены действующим в штате Законом о культурных ценностях. К тому же, по мнению судьи, музеи города всегда славились как место экспозиции шедевров, и действующие здесь законы обеспечивали не только безопасность картин, но и гарантировали их возвращение к "месту постоянной прописки". Однако, несмотря на убедительные аргументы судьи, 70-летний Леопольд настроен пессимистично, полагая, что дело "об аресте картин" будет передано в более высокие американские судебные инстанции, а на выяснение их дальнейшей судьбы уйдут многие годы. К тому же американская сторона известила, что, несмотря на вынесенный вердикт, полотна пока останутся в США. Подобных опасений не скрывают и местные эксперты, считающие, что американское законодательство относительно культурных ценностей довольно сложное. Вопросы, связанные с судьбой похищенных нацистами ценностей, следовало бы решать в более спокойной атмосфере, без скандалов и взаимных упреков, с привлечением экспертов, историков и юристов. К тому же даже в случае принятия решения о возвращении картин в спор могут вмешаться таможенные службы и вновь задержать полотна. И тогда история с картинами Шиле затянется на целую вечность. А нашумевший инцидент вновь заставит европейских коллекционеров художественных ценностей задуматься над тем, стоит ли отправлять свои коллекции в далекий путь за океан. А так же в рубрике:
|