Толстеем!
На Урале появился толстый журнал
ЧЕЛЯБИНСК
Соб.инф.
Писательская газета "Уральская новь" выходила в Челябинске с 1965 года. И только последние года три - как тонкий литературный журнал. Который, тем не менее, заметили (рецензии на "Урну" появлялись и в "Новом мире", и в "Знамени", и в "Независимой газете"). С самого начала журнал был задуман как встреча провинции и столиц. Поскольку главной бедой провинциальной культуры оказывается отсутствие критериев (все золото, что блестит), "Урна" и задумывалась редколлегией с благородными просветительскими целями. Идея проста: ведущие литераторы России задают журналу нешуточный уровень, а местные дарования, насколько это возможно, пытаются его поддержать. С помощью областной администрации и Фонда Сороса, чей грант и позволил впервые сделать "Уральскую новь" толстой и красивой (объем и формат нового журнала - как у "Октября" или "Нового мира"). Важно, что журнал появляется в Челябинске только сейчас, когда местная культура наработала определенный культурный слой, когда появились первые ростки полноценного литературного процесса. Поэтому большинство авторов первого номера - южноуральцы. Структура номера достаточно традиционна - роман с продолжением (его автор Александр Шабуров выдвигался в прошлом году на Букера), несколько подборок рассказов и стихов, темпераментная публицистика местного диссидента Анатолия Арендаря, театральная и книжная критика, архивные и краеведческие материалы. Оказывается, на Магнитострое в 30-х годах раз в две недели выходил литературный журнал "Буксир". Из него редакция "Урны" позаимствовала неизвестные тексты В.Шкловского и Я.Смелякова. Интересным оказывается и блок бесед московского журналиста с Ю.Мамлеевым и Ю.Карабчиевским. Большое интервью журналу дал и православный философ и переводчик "Улисса" Сергей Хоружий. Короче говоря, материалы - на все вкусы буквально.
Удивительно, но весь тираж улетел из киосков тут же. Кое-кто журналом остался недоволен: говорят, в нынешней "Уральской нови" "государственности мало". Но разве не художественная литература, воспевающая радости частной жизни, неожиданно оказывается мерилом социального благополучия - и то, что произведения уральцев начисто лишены политики, говорит главный редактор журнала, известный уральский прозаик Рустам Валеев, - кажется первым симптомом оздоровления общего климата.