Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7277) 31 мая - 6 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Никто не хотел выпекать

"Мелкие мошенники" Вуди Аллена

КИНО

Анастасия МАШКОВА


В.Аллен

Каждый сезон публика с привычным восторгом угощается очередным деликатесом от Вуди Аллена. И российская часть его почитателей теперь не отодвинута в дальний угол на раздаче. Ровно год назад в "Ролане" - идеально-респектабельной рамке для эстетских удовольствий - показали "Сладкого и гадкого", а в нынешнем сезоне кинотеатр на Чистых прудах приготовил "Мелких мошенников".

Прошлый сезон был отмечен Алленом меланхоличным. "Сладкий и гадкий" оказался пронзительной историей о драме таланта, который прикреплен к своему носителю подчас "на живую нитку". Гениальный музыкант, альтер-эго самого Аллена, виртуозный джазмен оказывается жалким неумехой в жизни. Божественная способность извлекать звуки поселилась в тело неудачника и стала его, беспутного организма, заложником. А уже через сезон, стряхнув минорную ноту, Аллен осваивает рекордный для себя бюджет в 18 миллионов и доказывает свою великолепную режиссерскую форму и хватку. Однако он не изменяет себе, ибо изменить себе, столь многоликому и всеядному, невозможно. В "Мелких мошенниках" Вуди демонстрирует публике диаметрально противоположную, а вернее, одну из многих частей своего публичного "я": хлипкий мужчина простонародного происхождения, большой знаток самого американского из всех американских искусств, то есть опять-таки джаза, и фанат самого национального вида спорта - бейсбола. Простой, в сущности, парень, постаревший мальчик из семьи бухгалтеров и цветочников, согласно легенде впервые попавший "в концерт" в 18 лет. (Другое дело, как он потом наверстал упущенные годы.) Комедийная интрига, придуманная для этого алленовского "я", очаровательно старомодна. Рэй Винклер - недавно освободившийся зэк, проведший всю жизнь в мелких мошенничествах и последующих отсидках, готов провернуть главную аферу в своей биографии. Рядом с крупным банком освобождается здание, ранее пиццерия. Сговорившись с группой товарищей, герой Аллена решает снять здание и вести из него подкоп в банк, немало не смущаясь тем, что в процессе придется как-то проскочить как минимум через парикмахерскую, навороченный модный салон и пару других торговых точек. Команда злоумышленников, укомплектованная по принципу "тупой и еще тупее", отчаянно бурит в подвале, разворачивая городские коммуникации в щепки и периодически попадая не в тот подвал. Для прикрытия всей аферы в помещении пиццерии открывается магазин "Сладости на закате" (непереводимая игра слов, напоминающая о голливудском Сансет-бульваре), где хозяйничает Френчи, супруга Винклера. На сей раз Вуди Аллен отказался от малопочтенного амплуа престарелого экс-супруга эффектной блондинки и выбрал в партнерши комедийную звезду равного с ним ранга - Трейси Ульман. Как актерские индивидуальности Аллена и Ульман сближают три обстоятельства. Во-первых, каждый из них изобрел собственную комедийную маску, создал свое "one-man-show": Ульман прославилась на ТВ в телепрограмме собственного имени. Во-вторых, оба они научились транспонировать эту комедийную маску в другие роли и образы, не утрачивая "всего того, что мы так любим в Трейси/Вуди". И, наконец, оба - эдакие невыразимо американские живунчики, птички-попрыгунчики такие упругие, способные завести любую аудиторию жизнеутверждающим пафосом и полным пофигизмом по поводу собственных недостатков. Вместе они составляют неотразимо витальную пару, способную напитать своей энергетикой любой сколь угодно фантастический сюжет.

Вслед за двумя неотразимыми пересмешниками на грани детектива, комедии и соцреализма и развивается действо под названием "Мелкие мошенники". Печенье Френчи становится невероятно покупабельным, а полицейский, вычисливший горе-гангстеров на полпути к банку, предлагает разбитному коллективу деловое покровительство, уверовав в креативные возможности Френчи. Спустя считанные годы "Сладости на закате" становятся преуспевающей финансовой империей, возглавляемой все той же компанией придурковатых персонажей. Конкуренты и СМИ пристально изучают маркетинговые, рекламные и прочие стратегии империи, не находя иных объяснений ее успеха, кроме гениальности всех участников проекта. Окончательно сбрендившая Френчи решает проторить себе и супругу путь в высшее общество. Поистине возможности американского общества, а также перспективы малого бизнеса необозримы!

Впрочем, выясняется, что в обществе неограниченных возможностей встречают "по одежке" (то есть возможностям чековой книжки), а провожают по уму или хотя бы по имиджу. Дабы сократить образовательный разрыв между собой, мужем и высшим обществом, Френчи нанимает красавчика-галериста на должность персонального тренера по хорошим манерам и эрудиции (душка Хью Грант с его аристократическим английским произношением пришелся как нельзя кстати). Итог печален, но и закономерен. После недолгих "римских каникул" бездарная в финансовых вопросах Френчи возвращается к статусу домохозяйки и счастливой жены мелкого мошенника.

На самом деле эта картина, конечно, не о том, что в картинной галерее башку можно задурить не хуже, чем в зале игровых автоматов. Или о том, что быть нуворишем плохо: очень даже хорошо есть лягушачьи бедрышки и потягивать коллекционное шампанское. А о том, что никто в этом мире уже давно не хочет работать, искать жилу и теребить судьбу в поисках шанса. Все хотят воровать, обманывать (если не сказать покрепче), срубать по-мелкому и сжигать офисы по страховке. Никто не хочет просто печь, собирать картинные галереи и давать квалифицированную оценку предметам искусства. Бухгалтеры работают не на бизнес работодателя, а на себя. Джентльмены изменили удаче и блондинкам. Режиссеры все больше осваивают бюджеты. Кто будет снимать кино?

И только неутомимый Вуди Аллен по-прежнему готов снимать по одному небольшому шедевру в год. Самая знаменитая драма русской культуры: среда заела. Американский культурный герой, будь то Супермен, Бэтман, Ганнибал Лектер, Вуди Аллен как персонаж собственно творчества, как правило, заедает среду сам, преодолевая законы физики, логики, здравого смысла, уголовного кодекса и потребительского спроса. Любимый массами и эстетами, прославляемый в Нью-Йорке и Париже, заставивший принять себя и сладким, и гадким, Вуди Аллен с недоумением оглядывает мир, который уже не надо покорять. Вы будете смеяться, но: и ему он уже мелок!

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

КИНО

ТЕАТР

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;