Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7277) 31 мая - 6 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНикто не хотел выпекать"Мелкие мошенники" Вуди Аллена КИНОАнастасия МАШКОВА
Каждый сезон публика с привычным восторгом угощается очередным деликатесом от Вуди Аллена. И российская часть его почитателей теперь не отодвинута в дальний угол на раздаче. Ровно год назад в "Ролане" - идеально-респектабельной рамке для эстетских удовольствий - показали "Сладкого и гадкого", а в нынешнем сезоне кинотеатр на Чистых прудах приготовил "Мелких мошенников". Прошлый сезон был отмечен Алленом меланхоличным. "Сладкий и гадкий" оказался пронзительной историей о драме таланта, который прикреплен к своему носителю подчас "на живую нитку". Гениальный музыкант, альтер-эго самого Аллена, виртуозный джазмен оказывается жалким неумехой в жизни. Божественная способность извлекать звуки поселилась в тело неудачника и стала его, беспутного организма, заложником. А уже через сезон, стряхнув минорную ноту, Аллен осваивает рекордный для себя бюджет в 18 миллионов и доказывает свою великолепную режиссерскую форму и хватку. Однако он не изменяет себе, ибо изменить себе, столь многоликому и всеядному, невозможно. В "Мелких мошенниках" Вуди демонстрирует публике диаметрально противоположную, а вернее, одну из многих частей своего публичного "я": хлипкий мужчина простонародного происхождения, большой знаток самого американского из всех американских искусств, то есть опять-таки джаза, и фанат самого национального вида спорта - бейсбола. Простой, в сущности, парень, постаревший мальчик из семьи бухгалтеров и цветочников, согласно легенде впервые попавший "в концерт" в 18 лет. (Другое дело, как он потом наверстал упущенные годы.) Комедийная интрига, придуманная для этого алленовского "я", очаровательно старомодна. Рэй Винклер - недавно освободившийся зэк, проведший всю жизнь в мелких мошенничествах и последующих отсидках, готов провернуть главную аферу в своей биографии. Рядом с крупным банком освобождается здание, ранее пиццерия. Сговорившись с группой товарищей, герой Аллена решает снять здание и вести из него подкоп в банк, немало не смущаясь тем, что в процессе придется как-то проскочить как минимум через парикмахерскую, навороченный модный салон и пару других торговых точек. Команда злоумышленников, укомплектованная по принципу "тупой и еще тупее", отчаянно бурит в подвале, разворачивая городские коммуникации в щепки и периодически попадая не в тот подвал. Для прикрытия всей аферы в помещении пиццерии открывается магазин "Сладости на закате" (непереводимая игра слов, напоминающая о голливудском Сансет-бульваре), где хозяйничает Френчи, супруга Винклера. На сей раз Вуди Аллен отказался от малопочтенного амплуа престарелого экс-супруга эффектной блондинки и выбрал в партнерши комедийную звезду равного с ним ранга - Трейси Ульман. Как актерские индивидуальности Аллена и Ульман сближают три обстоятельства. Во-первых, каждый из них изобрел собственную комедийную маску, создал свое "one-man-show": Ульман прославилась на ТВ в телепрограмме собственного имени. Во-вторых, оба они научились транспонировать эту комедийную маску в другие роли и образы, не утрачивая "всего того, что мы так любим в Трейси/Вуди". И, наконец, оба - эдакие невыразимо американские живунчики, птички-попрыгунчики такие упругие, способные завести любую аудиторию жизнеутверждающим пафосом и полным пофигизмом по поводу собственных недостатков. Вместе они составляют неотразимо витальную пару, способную напитать своей энергетикой любой сколь угодно фантастический сюжет. Вслед за двумя неотразимыми пересмешниками на грани детектива, комедии и соцреализма и развивается действо под названием "Мелкие мошенники". Печенье Френчи становится невероятно покупабельным, а полицейский, вычисливший горе-гангстеров на полпути к банку, предлагает разбитному коллективу деловое покровительство, уверовав в креативные возможности Френчи. Спустя считанные годы "Сладости на закате" становятся преуспевающей финансовой империей, возглавляемой все той же компанией придурковатых персонажей. Конкуренты и СМИ пристально изучают маркетинговые, рекламные и прочие стратегии империи, не находя иных объяснений ее успеха, кроме гениальности всех участников проекта. Окончательно сбрендившая Френчи решает проторить себе и супругу путь в высшее общество. Поистине возможности американского общества, а также перспективы малого бизнеса необозримы! Впрочем, выясняется, что в обществе неограниченных возможностей встречают "по одежке" (то есть возможностям чековой книжки), а провожают по уму или хотя бы по имиджу. Дабы сократить образовательный разрыв между собой, мужем и высшим обществом, Френчи нанимает красавчика-галериста на должность персонального тренера по хорошим манерам и эрудиции (душка Хью Грант с его аристократическим английским произношением пришелся как нельзя кстати). Итог печален, но и закономерен. После недолгих "римских каникул" бездарная в финансовых вопросах Френчи возвращается к статусу домохозяйки и счастливой жены мелкого мошенника. На самом деле эта картина, конечно, не о том, что в картинной галерее башку можно задурить не хуже, чем в зале игровых автоматов. Или о том, что быть нуворишем плохо: очень даже хорошо есть лягушачьи бедрышки и потягивать коллекционное шампанское. А о том, что никто в этом мире уже давно не хочет работать, искать жилу и теребить судьбу в поисках шанса. Все хотят воровать, обманывать (если не сказать покрепче), срубать по-мелкому и сжигать офисы по страховке. Никто не хочет просто печь, собирать картинные галереи и давать квалифицированную оценку предметам искусства. Бухгалтеры работают не на бизнес работодателя, а на себя. Джентльмены изменили удаче и блондинкам. Режиссеры все больше осваивают бюджеты. Кто будет снимать кино? И только неутомимый Вуди Аллен по-прежнему готов снимать по одному небольшому шедевру в год. Самая знаменитая драма русской культуры: среда заела. Американский культурный герой, будь то Супермен, Бэтман, Ганнибал Лектер, Вуди Аллен как персонаж собственно творчества, как правило, заедает среду сам, преодолевая законы физики, логики, здравого смысла, уголовного кодекса и потребительского спроса. Любимый массами и эстетами, прославляемый в Нью-Йорке и Париже, заставивший принять себя и сладким, и гадким, Вуди Аллен с недоумением оглядывает мир, который уже не надо покорять. Вы будете смеяться, но: и ему он уже мелок! Также в рубрике:
|