Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПоп-арт в России больше чем поп-арт
"Палитра" этого номера посвящена поп-арту (англ. pop art, popular art - популярное искусство). Начало направлению было положено лондонской "Независимой группой" (основана в 1952 году), занимавшейся изучением имиджей массовой (популярной) культуры. Самые известные "независимые" - Ричард Хэмилтон и Питер Блейк. Наиболее чутко поп-арт был усвоен в Америке, где имиджи масскульта репродуцировались с подлинным сладострастием. "Фабрика грез", "Индустрия развлечений", "Конвейер жизни". Эти метафоры стали главным определением американского искусства. С ними вели свою игру такие мастера, как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн... Лихтенштайн обожал комиксы и увеличивал их до размеров станковой картины. Клаас Олденбург создавал гигантские муляжи продуктов в витринах. Джеймс Розенквист имитировал рекламные щиты. Энди Уорхол репродуцировал портреты поп-идолов. В любом случае гипертрофированная, изъятая из контекста репрезентация архетипов обыденной жизни позволяла взглянуть на эту жизнь отстраненно. Найти саркастическую дистанцию. Акцентировать бессмысленность многих мифологем современного мира, например, химер богатства или славы. Героями нынешней "Палитры" стали два художника - Энди Уорхол и Александр Шилов. В контекст поп-арта они вписываются по-разному, с учетом специфики "призраков публичности" России и Америки. Их выбор продиктован двумя информационными поводами. Первый - Неделя Энди Уорхола в Москве. Как принято говорить в подобных случаях, программа Недели была насыщенной и разнообразной. Включала выставку в Музее изобразительных искусств из коллекций музея в Питтсбурге - родины Энди, а также фестиваль фильмов Уорхола в Музее кино, экспозиции, посвященные гуру поп-арта в московских галереях актуального искусства. Второй повод - хепенинг, устроенный художником Александром Шиловым: публичная передача своих картин в дар Москве. Апелляция к народу, массовой аудитории, любовь к публичным акциям даже на уровне формальной репрезентации сближают искусство художника с поэтикой поп-арта. Впрочем, и концептуально сближают тоже (читайте об этом ниже). Комментарием к проблеме поп-артистской эстетики могут считаться две статьи о проектах современной российской художественной жизни. Одна из них посвящена игровым манипуляциям с языком голливудского кино. Вторая - шутливой артификации такого "безобразного" по определению предмета, каким является городской канализационный люк. Также в рубрике:
|