Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВкус черешниМузыкальный фестиваль в Музее А.С. Пушкина МУЗЫКАБеседу вела Анна ВЕТХОВА
Похоже, что таланты в России еще действительно не перевелись. Новое поколение бизнесменов - не чета прежним новым русским (мы всегда произносили это словосочетание с презрительной интонацией - большие деньги и полное отсутствие культуры) - оказалось способным и на благое дело, и на творчество. Первый Международный музыкальный фестиваль "Черешневый лес", во главе которого учредители - генеральный директор Александр Краутер и глава компании "Боско ди Чильеджи" Михаил Куснирович, показал столь высокий музыкальный уровень, что о фестивале стало возможным говорить как о явлении в нашей культурной жизни. Кроме всего прочего, мы увидели очень современный, по-настоящему "стильный" фестиваль: красивый, изящный, по-европейски четко организованный. Сейчас в Москве появилась новая генерация музыкальных менеджеров: молодых, энергичных, имеющих хорошее музыкальное и экономическое образование, а главное - вкус к современной организации серьезной музыкальной деятельности. Они умеют не только хорошо придумать, но и замечательно воплотить придуманное. К ним относится и Александр КРАУТЕР. С ним мы и беседуем о его детище - фестивале "Черешневый лес". - На какие модели, существующие в современной фестивальной практике, вы ориентировались, задумывая и делая "Черешневый лес"?43692
- Каких-то определенных ориентиров не было, мы не брали за основу ни один из существующих фестивалей. Постарались собрать воедино все лучшее, что есть в международной практике в этом плане. Так и родился наш фестиваль. В силу своей профессии я принимал участие и бывал на разных международных, в том числе и европейских музыкальных фестивалях, сперва в качестве оркестрового музыканта, затем как директор оркестра. Я видел, как это происходит, так что в этом отношении у меня богатый опыт. - И все же что нужно, чтобы сделать фестиваль такого высокого уровня?43698- Ничего особенного: большое желание и финансовые возможности. Еще, конечно, нужно иметь вкус и уметь импровизировать. - Вы были первыми, кто устроил в Музее Пушкина концертный зал?43702- Нет, конечно. В Музее Пушкина постоянно что-то происходит, потому что там работают очень творческие люди. Замечательный концертный отдел, возглавляемый Татьяной Серафимовной Морозовой, которая очень бережно относится ко всему, что происходит в музее. И директор музея Евгений Богатырев - незаурядная личность. Музейщики - вообще особая каста: они достаточно консервативны. Поэтому на первых порах нам стоило определенных усилий убедить их в правильности выбора, в том, что "Черешневый лес" должен стартовать именно в этом месте. Но зато, когда они поверили нам, когда они по-настоящему заинтересовались фестивалем - работали на все сто. До этого, как я уже сказал, в музее проводились отдельные концерты. Но на фестивале мы нашли совершенно новое решение постановки сцены, и мы угадали. Позиция оказалась великолепная с точки зрения акустики. Удалось устроить зал на 500 мест, а на заключительный концерт вообще пришли 800 человек, но мы всех усадили. - То, что вы и Михаил Куснирович лично встречали гостей у входа, как истинные хозяева, организовавшие нечто сродни приему на высшем уровне, придавало всему происходящему светский оттенок и в то же время создавало очень домашнюю атмосферу. А кому пришла в голову идея угощать гостей черешней?43706- Находясь в "черешневом лесу", наверное, смешно было бы ягоду не попробовать, правда? А то, что мы с Куснировичем сами лично стояли у входа и всех угощали, - это такой маленький театр. На самом деле идея эта пришла совершенно спонтанно, прямо перед началом первого вечера. А потом нам просто понравилось. Мы же люди творческие, вот и придумывали многое по ходу, импровизировали. Вы обратили внимание на то, как был украшен зал? Дизайнерские идеи, создание композиций из цветов, которые каждый вечер выглядели по-новому, - это идеи Куснировича. Согласитесь, приятно, когда на фестивале не только слух радуется, но и глаз. На самом деле господа Краутер и Куснирович доставили удовольствие и гурманам, и эстетам. Четыре концерта черешневых вечеров - четыре эксклюзивные программы, подарившие истинное наслаждение слушателям с самыми различными художественными пристрастиями. На первом царил Михаил Плетнев: Пятый концерт Бетховена, который он исполнил вместе с симфоническим оркестром п/у Павла Когана, стал эксклюзивом интерпретаторским. В его игре слышен великолепный художественный расчет мастера: все на месте, ни одного лишнего движения, никакой спонтанности исполнителя, идущего за эмоцией. Это явление, на мой взгляд, сродни высшей математике: Плетнев предлагает слушателю постичь музыкальную глубину через постижение красоты архитектоники. Завершали фестиваль Юрий Башмет и его камерный ансамбль "Солисты Москвы". Квинтет Брамса (в транскрипции Юрия Башмета для альта и струнного оркестра) - произведение, безусловно, элитарное. Философские откровения сто пятнадцатого камерного опуса композитора, где течение музыкальной мысли подчинено особому замедленному ритму движения, - это иная по отношению ко всему музыкальному миру временная реальность. И почувствовать это, погрузиться в другое измерение дано не всякому музыканту и слушателю. В игре Юрия Башмета и его музыкантов прежде всего поразила удивительная ансамблевость: им удалось сохранить квинтетное "эго" этой музыки. Струнные голоса настолько слились друг с другом по тембру, что линии, начатые одним инструментом и переходящие к другому, звучали непрерывно, длились, создавая то самое особое брамсовское течение музыки... - На фестивале играли действительно звезды-исполнители. А звезды на небе, видимо, сошлись так, что подарили им моменты настоящего вдохновения. А как вам удалось уговорить музыкантов такого полета участвовать в фестивале, у которого еще не было своего имени?43712- Это было не так уж просто. Конечно, мы еще молодые, мы только начали свое дело, и вполне объяснимо, что многие исполнители относились к нашим предложениям довольно настороженно, некоторые даже скептически. Потребовались и время, и усилия, чтобы убедить музыкантов в том, что им нужно принять участие в фестивале. Я благодарен им всем, ведь они подняли уровень нашего фестиваля. И Михаил Плетнев, и Юрий Башмет с "Солистами Москвы", и Павел Коган, конечно же, "Виртуозы Москвы" с Саулюсом Сондецкисом и "Hortus musicus". У нас, как вы знаете, выступил молодой тенор Дмитрий Корчак. Я считаю, что у него большое будущее: несмотря на свой очень молодой возраст, он - это уже слышно - просто блестящий певец. Добавлю от себя, что Дмитрий Корчак - обладатель камерного голоса, очень красивого по тембру тенора. И хотя его Дон Оттавио и Неморино не обрели еще яркой индивидуальности, хотя ему порой чуть не хватало вокальной мощи (но голос, безусловно, через несколько лет "обрастет" плотью), Дмитрий Корчак, особенно на фоне современного вокального мейнстрима, выделяется и прекрасной школой, и вкусом, и чувством стиля. - По-моему, все заметили любовь устроителей к музыкантам из Прибалтики. Выступил эстонский "Hortus musicus" с очень интересной программой итальянской придворной музыки XVII века: красивые, разряженные в старинные костюмы артисты с "экзотическими" крумхорнами, шалмеями, гамбами... Все это создало совершенно неповторимый колорит. Прилетел, чтобы дирижировать "Виртуозами", великолепный маэстро Саулюс Сондецкис: кстати, "Прощальную симфонию" Гайдна они сыграли не только здорово с точки зрения исполнения, они сумели как-то по-новому обыграть тему со свечами и уходами со сцены в финале. Было очень красиво. Наконец, концерты вела Ингеборга Дапкунайте...43717- Главное остается главным: выбор определяется исполнительским уровнем. Но меня лично действительно очень многое связывает с Литвой - это моя вторая родина, там живет моя семья. Отсюда и мои добрые отношения с Саулюсом Сондецкисом. Это удивительный творческий человек, который делает музыку. На фестивале, кстати, не была представлена другая категория музыкантов, - я их называю спортсменами, которые способны только лишь демонстрировать свою виртуозность. - На открытии председатель попечительского совета фестиваля Олег Янковский сказал, что эти четыре вечера - своеобразная прелюдия перед проектом следующего года. Как будет развиваться "Черешневый лес"?43721- Планы на будущее, безусловно, есть уже сейчас. Я и мои партнеры в принципе довольны тем, как сложился первый фестиваль. И мы надеемся, что планка следующего будет еще выше. Дали свое согласие продолжить участие в фестивале и Михаил Плетнев, и Юрий Башмет. У нас есть план сделать балетный вечер, о чем я буду просить Андриса и Илзе Лиепа. Но все карты раскрывать, как вы понимаете, не стоит. Структура фестиваля останется прежней: вечера будут проходить через день, но в мае будущего года мы хотим, чтобы их было чуть больше - не четыре, а семь. Ну и со своей стороны могу гарантировать высочайший исполнительский уровень участников. Также в рубрике:
|