Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКто кого?"Экранные искусства и литература: телевизионный этап". "Наука", М., 2001 КНИГИАлександра ВАСИЛЬКОВА Собственно говоря, между экраном и книгой совсем не обязательно выбирать что-то одно. И, несмотря на все опасения, что экран вытеснит книгу (хотя в последнее время, кажется, уже и книга, и большой, и малый экраны должны объединиться, чтобы выстоять против наступающего компьютера), пока что они продолжают существовать рядом, то споря, то поддерживая друг друга. Впрочем, "кто - кого" не обязательно означает "кто кого победит". Не менее интересным представляется вопрос "кто кого породил?" (за которым не обязательно последует, что тот его и убьет). Так или иначе, проблема взаимоотношений, взаимосвязи между книгой и экраном затрагивает каждого или почти каждого из нас. Хотя бы в виде вопроса "как оторвать ребенка (иногда великовозрастного) от телевизора и заставить его взять в руки книгу?". И, чем больше совершенствуются технические средства, чем больше появляется возможностей у экрана - сначала кино "доставляют на дом", затем, подобно книгам, на полках начинают накапливаться кассеты, с которыми можно обращаться примерно так же, как с книгами, возвращаясь к одним и тем же эпизодам, затем возникают интерактивные фильмы, - тем больше расширяется и круг вопросов, связанных с взаимоотношениями между искусством движущегося изображения и искусством слова. Вот на эту тему и размышляют авторы сборника "Экранные искусства и литература: телевизионный этап", недавно выпущенного издательством "Наука". Конечно, в сравнительно небольшой по объему книге всех вопросов не решить, да и окончательного приговора здесь быть не может, тем более что авторы не полемизируют, а дополняют друг друга, поскольку каждый из них подходит к проблеме "читать или смотреть" со своей стороны. Одним, как В.Михалковичу и А.Липкову, ближе проблемы коммуникации, другим, как Н.Хренову и А.Шерелю, - социокультурные. Может быть, определения эти для кого-то выглядят отпугивающими и авторы представляются слишком далекими от народа. На самом же деле всякий, кого волнуют не столько страсти мыльных опер и изобилие рекламы, мешающей смотреть что бы то ни было, сколько вопрос, как мы дошли до такой жизни, с рекламой и мыльными операми (где, как поет в одной из песен Тимур Шаов, "из прочих развлечений Мейсон, Джина и СиСи"), найдет здесь... да нет, даже не пищу для размышлений, а просто собеседников. При всей неоднородности и полемичности сборника общий вывод из всего сказанного все же сделать можно: литература по-прежнему остается основой всей гуманитарной культуры. Но точка в споре пока не поставлена, да, наверное, и никогда поставлена не будет, и каждый из нас может при желании принять в нем посильное участие. На что, вероятно, и рассчитывали авторы книги. Также в рубрике:
|