Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7133) 18 - 24 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Окно в РоссиюДом на окраинеПодобно дереву живому растет академия Наталья ТОВАНЧЕВА Вообще-то Валерка учился в Ростове в строительном. Но в одно прекрасное время надоело, хоть плачь. Махнул в Ташкент в хореографическое училище: танцевать любил с детства. После окончания замаячила перспектива армии. И тут - как после этого не верить в судьбу? - попалось ему, загорающему на море, на глаза объявление об открытии в Краснодаре Института культуры. На вступительные экзамены явился, как был, - в шортах и шлепанцах. Специальность сдал на пять. И закрутилась жизнь студенческая. Учеба, диплом, выписанный выпускнику Священко под номером один, работа... Сегодня заслуженный деятель искусств России, заслуженный тренер России профессор В.Н.Священко - один из 250 педагогов Краснодарской государственной академии культуры и искусств. А еще - художественный руководитель знаменитой "Калыны", ансамбля народного танца, объехавшего весь мир, а еще - папа юного дарования Алины Священко. История академии закономерна и поучительна одновременно. Тридцать с небольшим лет назад на окраине Краснодара, на пустыре среди полей, открылось новое учебное заведение. Уже тогда, приветствуя первых студентов, ректор П.В.Наянов сказал пророческие слова: "Скоро здесь появится много новых красивых домов, в них начнут подрастать дети, и вы будете работать с этими детьми". Тогда в это верилось с трудом. На фоне престижных в те времена Краснодарских сельскохозяйственного и политехнического институтов новый вуз явно терялся. Задачи перед ним ставились - скромнее некуда: подготовка кадров для села, в основном библиотекарей и руководителей самодеятельных коллективов. Соответствующим было и отношение к новому вузу городской молодежи, сразу же сократившей громкое название "институт культуры" до пренебрежительного "кулек". Сорок шесть преподавателей - весь тогдашний педколлектив - засучили рукава и год за годом стали превращать "кулек" в академию. Долго никто не верил, что из "библиотечного" вуза со временем начнут выходить музыканты и композиторы, живописцы и актеры, дизайнеры и культурологи, режиссеры и маркетологи. Сегодня в академии семь факультетов, 28 специальностей и 41 специализация. Сегодня здесь готовят кадры практически для всего Северного Кавказа и юга России. Однажды посчитали основных "потребителей" - их оказалось 34 тысячи учреждений культуры и искусства, где работают выпускники. Сегодня в академии преподает цвет кубанской и российской культуры и науки. Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, певцы Владимир Бурылев и Наталья Кириченко, художники Светлана Демкина и Валентин Попко, композитор Владимир Магдалиц, скрипач Алексей Сидоренко, режиссеры Михаил Нагли и Анатолий Тучков, балетмейстер Николай Кубарь - только малая часть тех славных имен, которыми гордится академия. 47 педагогов имеют почетные звания России. Теперь это гордость, а представьте, каково было уговорить этих сверхзанятых людей еще и на педагогическую работу! Уговаривали, доказывали, просили, убеждали. Результат показал, что старания были не напрасны. Сегодня любимый в крае ансамбль народной песни "Криница", которому дала жизнь академия, целиком состоит из ее студентов и выпускников. Та же картина - в симфоническом и камерном оркестрах, в оркестре народных инструментов "Виртуозы Кубани". Эта цепочка тянет за собой все новые звенья. Пришли в вуз личности, интересные и талантливые люди, профессионалы - за ними потянулись другие. Стали налаживаться связи, участились поездки, появились собственные традиции. Среди них - ежегодный фестиваль хоровых коллективов учебных заведений Северного Кавказа, городской праздник танца. О вузе заговорили за пределами Кубани. И это также удалось обратить в свою пользу: плодотворные контакты с ведущими консерваториями и творческими вузами страны позволили проводить в Краснодаре мастер-классы известных деятелей культуры и искусства. В свою очередь краснодарцы вели мастер-классы в Гнесинке и консерватории Феррары. Более того, академия не только открывает новые направления в высшем образовании региона, но и "штучно", индивидуально работает с каждым своим талантливым учеником. Ставший уже классическим пример: Владимир Бутов, единственный (!) студент открытого специально для него иконописного отделения. Талантливый молодой иконописец, за плечами которого уже есть персональные выставки, каталоги и высокая оценка специалистов, теперь подумывает о создании собственной школы... Вообще знаменитостей среди здешних студентов и тем более выпускников хватает. Режиссер европейского уровня, теперь, увы, москвич Сергей Женовач. Ведущая солистка Кубанского казачьего хора Марина Крапостина. Прекрасная певица из Адыгеи Тамара Нехай. Собственно, едва ли не вся культура Адыгеи - птенцы этого гнезда. Многие кубанские управленцы, руководители коллективов - тоже отсюда. Прогуливаясь по академии, я встретила еще одно знакомое лицо. Любимый композитор Ларисы Долиной, автор знаменитой "Погоды в доме" Руслан Горобец тоже оказался нашим студентом... В девяносто первом году ректором академии стала Ирина Ивановна Горлова, работающая здесь больше четверти века. Не умаляя заслуг ее предшественников и коллег, скажу, что именно Ирина Ивановна - мотор и сердце академии, тот человек, с которым связано окончательное превращение "кулька" в ведущий вуз России - с собственной научной школой, с прекрасным педагогическим и творческим потенциалом, с коллективом, средний возраст которого - 45 лет. Когда-то Горлову звали из Краснодара на родину, в Воронеж. Она тогда только начинала в институте, была куратором. Основной причиной отказа была эта: "Я же куратор, у меня 30 человек, как я их брошу?" Сейчас у Ирины Ивановны - тысячи человек, целая академия. На вопрос о самом трудном Горлова не стала говорить о финансах. Сказала, что сложнее всего - взаимоотношения с творческими людьми. "Надо постоянно помнить, что твое настроение важно для коллектива. Ректор - как артист на сцене..." Конечно, есть и другие трудности. С 1990 года не может вуз достроить новое общежитие, которое так необходимо. Очень трудно с квартирами для преподавателей. Академии давно стало тесно на тех площадях, которые она занимает. Словом, проблем не меньше, чем достижений... Но где-то на горячем уже черноморском пляже загорает мальчик, который больше всего на свете любит танцевать. И снова - кажется, это уже было когда-то? - на глаза ему попадется объявление в газете. И, подхватив нехитрые пожитки, помчится он в дом на окраине Краснодара, вокруг которого теперь разросся целый микрорайон. Здесь нет ни театров, ни концертных залов, и, как мечталось когда-то, окрестные ребятишки и их родители бегают по вечерам на концерты и спектакли сюда, в академию... Также в рубрике:
|