Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИзопериодикаБесконечная историяРусское зарубежье на страницах "Нашего наследия" Виктор ЛЕОНИДОВ
Выставленная в 1883 году в Петербурге картина Константина Маковского "Боярская свадьба", или, как называл ее в своих воспоминаниях об отце знаменитый критик Сергей Маковский, "Боярский пир", успех имела просто оглушительный. Яркое, сочное, мощное полотно на сюжет из времен Московского царства покорило Антверпен и Париж, а потом, после покупки американским ювелиром Шуманом, переехало за океан. Сейчас картина, соседствуя с полотнами Брюллова, Левицкого, сотнями шедевров декоративно-прикладного искусства России, встречает посетителей в Хиллвуде. Создана была эта усадьба одной из самых богатых женщин в истории Америки, до исступления любившей все русское, - Марджори Мерривезер Пост. Такая страсть возникла еще в 1937 году, когда госпожа Пост приехала в Москву вместе с мужем - послом США в СССР Джозефом Дэвисом. Эта была эпоха, о которой спел Высоцкий: "Из пыльных ящиков косясь, / Безропотно, устало, / Искусство древнее от нас, / Бывало, и - сплывало". Марджори покупала за бесценок уникальные реликвии в магазинах Торгсина, а ряд церковных ценностей попал к ней прямо из кладовых Гохрана. Много покупок было сделано ею уже после отъезда из СССР, когда шедевры русского искусства, попав за пределы исторической Родины, меняли хозяев на различных торгах и аукционах. Так или иначе, но в Хиллвуде, в Вашингтоне, сейчас находится, к примеру, великолепный золотой потир, заказанный Екатериной для Троице-Сергиевой лавры, или розовое алмазное пасхальное яйцо с портретом Екатерины Великой, которое Николай II подарил матери. Что это за диво в Хиллвуде, как выглядят залы музея и как он возник - можно узнать из очередного, 57-го номера журнала "Наше наследие". Получив в прошлом году Государственную премию, редакция этого престижного журнала по истории литературы и искусства продолжает поиск шедевров русского искусства - "бывших и сплывших": в архив, в частные коллекции, за рубеж. Материал о собрании госпожи Пост - один из хитов номера. Рядом - воспоминания Александры Прегель и неизвестные доселе письма к ней Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Как и Марджори Пост, Александра Николаевна Прегель закончила жизнь в Америке. Правда, за границей она поселилась не совсем по своей воле. Дочь Марии Самойловны Цетлин, великой меценатки, увековеченной Серовым, Александром Яковлевым, Диего Риверой, Александра Прегель до отъезда в Америку была непременной участницей бурной жизни русского Парижа. А с Гончаровой и Ларионовым сохранила самые дружеские отношения. "Наше наследие" представляет уникальный материал о наследии незаслуженно забытой художницы. В "русском" Париже жил также Александр Николаевич Бенуа. Мэтр, энциклопедист, человек-эпоха - как только его не называли. Журнал предлагает публикацию его неизвестного до сих пор дневника, написанного в трагический 1905 год. Собственно, за всеми бурными событиями русской истории Александр Николаевич наблюдал из Франции - сначала из Парижа, потом с берегов столь нежно любимой им Бретани. В дневник заносились совсем скупые, почти зашифрованные фразы: "Приехал Степа... Писал о Коровине... Удручен непомещением моих статей..." Составителям публикации пришлось проделать кропотливую работу, чтобы составить комментарии, которые занимают место в несколько раз больше, чем сам текст. Особенно впечатляет включение в научно-справочный аппарат писем Бенуа, которые он рассылал своим бесчисленным адресатам в те же дни, когда заносил записи в дневник. Публикацию сопровождают малоизвестные рисунки А.Н.Бенуа из фондов Государственного Русского музея. Рисунок Александра Николаевича открывает и другой материал номера - "Дело № 2/116 по обвинению Тройницкого Сергея Николаевича Дворянина", составленное по материалам из архива УФСБ по Петербургу и области. Быстрый карандаш Бенуа запечатлел человека с необыкновенно живыми глазами, поглощенного беседой. Впо-следствии герою портрета пришлось оправдываться перед НКВД за дружбу с Бенуа и встречи с ним во время командировки в Париж в 1928 году. Судьба Тройницкого складывалась трагично. Лучший российский специалист по фарфору, директор Эрмитажа, спасший музей в годы Гражданской войны и разрухи, он был лишен последней работы во Всесоюзном объединении по экспорту "Антиквариат". В последние годы, уже после ссылки, Тройницкий работал в Музее изобразительных искусств имени Пушкина на какой-то технической должности. Главной страстью этого человека было исследование и собирание произведений декоративно-прикладного искусства, особенно фарфора. Наверное, не случайно журнал открывается материалами по истории этого вида керамики. Здесь и рассказ о большой севрской вазе из коллекции князя Безбородко - двухметрового шедевра, подаренного Эрмитажу графиней Паскевич-Эриванской, и статья о "Зеленом сервизе Датского короля", непонятно как попавшем в Россию, и прямо-таки фантастическая история одного из самых известных экспонатов Эрмитажа - грандиозного сервиза, подаренного в 1772 году прусским королем Фридрихом II Екатерине Великой. В лучших традициях "Нашего наследия" - публикация литературных архивов русского зарубежья. На этот раз читателям предоставляется возможность познакомиться с яростной перепиской Ивана Бунина с издательством "Петрополис", выпускавшим собрание сочинений писателя. Любой, кто хоть чуть-чуть занимается историей русского зарубежья, наверняка слышал имя Михаила Семеновича Каплана. Его "Дом русской книги" на Рю-д'Эперон долгие годы был одним из центров российской эмиграции. Михаил Семенович весьма преуспел и в издательской деятельности. Став контрагентом "Петрополиса", находившегося в Берлине, он взял на себя все непростые вопросы взаимоотношений с нобелевским лауреатом Иваном Алексеевичем Буниным, легким характером, как известно, не отличавшимся. "Хочу печатать сам, ибо вы, издатели, все звери", - писал Бунин. В каждом письме, каждой записке он яростно бьется за право самому определять выбор публикации и за выполнение издательством своих гонорарных обещаний. Переписка эта, несколько лет назад подаренная Российскому фонду культуры знаменитой компанией "Де Бирс", - бесценный подарок почитателям таланта человека, со смертью которого, как считают многие, окончила свой век классическая русская литература. Итак, следует признать, что в преддверии пятнадцатилетнего юбилея Фонда культуры его главное и наиболее знаменитое творение - журнал "Наше наследие" - сохраняет верность своей однажды найденной теме. Ведь архивные находки, биографии и мемуары не подвержены конъюнктуре времени. Они интересны всегда. Также в рубрике:
|