Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Изопериодика

Бесконечная история

Русское зарубежье на страницах "Нашего наследия"

Виктор ЛЕОНИДОВ


Н.Гончарова и М.Ларионов. Фото начала 60-х годов. Париж

Выставленная в 1883 году в Петербурге картина Константина Маковского "Боярская свадьба", или, как называл ее в своих воспоминаниях об отце знаменитый критик Сергей Маковский, "Боярский пир", успех имела просто оглушительный. Яркое, сочное, мощное полотно на сюжет из времен Московского царства покорило Антверпен и Париж, а потом, после покупки американским ювелиром Шуманом, переехало за океан.

Сейчас картина, соседствуя с полотнами Брюллова, Левицкого, сотнями шедевров декоративно-прикладного искусства России, встречает посетителей в Хиллвуде. Создана была эта усадьба одной из самых богатых женщин в истории Америки, до исступления любившей все русское, - Марджори Мерривезер Пост.

Такая страсть возникла еще в 1937 году, когда госпожа Пост приехала в Москву вместе с мужем - послом США в СССР Джозефом Дэвисом. Эта была эпоха, о которой спел Высоцкий: "Из пыльных ящиков косясь, / Безропотно, устало, / Искусство древнее от нас, / Бывало, и - сплывало".

Марджори покупала за бесценок уникальные реликвии в магазинах Торгсина, а ряд церковных ценностей попал к ней прямо из кладовых Гохрана. Много покупок было сделано ею уже после отъезда из СССР, когда шедевры русского искусства, попав за пределы исторической Родины, меняли хозяев на различных торгах и аукционах.

Так или иначе, но в Хиллвуде, в Вашингтоне, сейчас находится, к примеру, великолепный золотой потир, заказанный Екатериной для Троице-Сергиевой лавры, или розовое алмазное пасхальное яйцо с портретом Екатерины Великой, которое Николай II подарил матери.

Что это за диво в Хиллвуде, как выглядят залы музея и как он возник - можно узнать из очередного, 57-го номера журнала "Наше наследие".

Получив в прошлом году Государственную премию, редакция этого престижного журнала по истории литературы и искусства продолжает поиск шедевров русского искусства - "бывших и сплывших": в архив, в частные коллекции, за рубеж.

Материал о собрании госпожи Пост - один из хитов номера. Рядом - воспоминания Александры Прегель и неизвестные доселе письма к ней Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Как и Марджори Пост, Александра Николаевна Прегель закончила жизнь в Америке. Правда, за границей она поселилась не совсем по своей воле. Дочь Марии Самойловны Цетлин, великой меценатки, увековеченной Серовым, Александром Яковлевым, Диего Риверой, Александра Прегель до отъезда в Америку была непременной участницей бурной жизни русского Парижа. А с Гончаровой и Ларионовым сохранила самые дружеские отношения. "Наше наследие" представляет уникальный материал о наследии незаслуженно забытой художницы.

В "русском" Париже жил также Александр Николаевич Бенуа. Мэтр, энциклопедист, человек-эпоха - как только его не называли. Журнал предлагает публикацию его неизвестного до сих пор дневника, написанного в трагический 1905 год.

Собственно, за всеми бурными событиями русской истории Александр Николаевич наблюдал из Франции - сначала из Парижа, потом с берегов столь нежно любимой им Бретани. В дневник заносились совсем скупые, почти зашифрованные фразы: "Приехал Степа... Писал о Коровине... Удручен непомещением моих статей..." Составителям публикации пришлось проделать кропотливую работу, чтобы составить комментарии, которые занимают место в несколько раз больше, чем сам текст. Особенно впечатляет включение в научно-справочный аппарат писем Бенуа, которые он рассылал своим бесчисленным адресатам в те же дни, когда заносил записи в дневник. Публикацию сопровождают малоизвестные рисунки А.Н.Бенуа из фондов Государственного Русского музея.

Рисунок Александра Николаевича открывает и другой материал номера - "Дело № 2/116 по обвинению Тройницкого Сергея Николаевича Дворянина", составленное по материалам из архива УФСБ по Петербургу и области. Быстрый карандаш Бенуа запечатлел человека с необыкновенно живыми глазами, поглощенного беседой. Впо-следствии герою портрета пришлось оправдываться перед НКВД за дружбу с Бенуа и встречи с ним во время командировки в Париж в 1928 году.

Судьба Тройницкого складывалась трагично. Лучший российский специалист по фарфору, директор Эрмитажа, спасший музей в годы Гражданской войны и разрухи, он был лишен последней работы во Всесоюзном объединении по экспорту "Антиквариат". В последние годы, уже после ссылки, Тройницкий работал в Музее изобразительных искусств имени Пушкина на какой-то технической должности.

Главной страстью этого человека было исследование и собирание произведений декоративно-прикладного искусства, особенно фарфора. Наверное, не случайно журнал открывается материалами по истории этого вида керамики. Здесь и рассказ о большой севрской вазе из коллекции князя Безбородко - двухметрового шедевра, подаренного Эрмитажу графиней Паскевич-Эриванской, и статья о "Зеленом сервизе Датского короля", непонятно как попавшем в Россию, и прямо-таки фантастическая история одного из самых известных экспонатов Эрмитажа - грандиозного сервиза, подаренного в 1772 году прусским королем Фридрихом II Екатерине Великой.

В лучших традициях "Нашего наследия" - публикация литературных архивов русского зарубежья.

На этот раз читателям предоставляется возможность познакомиться с яростной перепиской Ивана Бунина с издательством "Петрополис", выпускавшим собрание сочинений писателя. Любой, кто хоть чуть-чуть занимается историей русского зарубежья, наверняка слышал имя Михаила Семеновича Каплана. Его "Дом русской книги" на Рю-д'Эперон долгие годы был одним из центров российской эмиграции. Михаил Семенович весьма преуспел и в издательской деятельности. Став контрагентом "Петрополиса", находившегося в Берлине, он взял на себя все непростые вопросы взаимоотношений с нобелевским лауреатом Иваном Алексеевичем Буниным, легким характером, как известно, не отличавшимся.

"Хочу печатать сам, ибо вы, издатели, все звери", - писал Бунин. В каждом письме, каждой записке он яростно бьется за право самому определять выбор публикации и за выполнение издательством своих гонорарных обещаний. Переписка эта, несколько лет назад подаренная Российскому фонду культуры знаменитой компанией "Де Бирс", - бесценный подарок почитателям таланта человека, со смертью которого, как считают многие, окончила свой век классическая русская литература.

Итак, следует признать, что в преддверии пятнадцатилетнего юбилея Фонда культуры его главное и наиболее знаменитое творение - журнал "Наше наследие" - сохраняет верность своей однажды найденной теме. Ведь архивные находки, биографии и мемуары не подвержены конъюнктуре времени. Они интересны всегда.

Также в рубрике:

ИЗОПЕРИОДИКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;