Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 27.09.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Тульская легенда

Линия жизни Софьи Сотничевской

Вячеслав БАННИКОВ
Тула

С.Сотничевская
С.Сотничевская

В Тульский драмтеатр я начал ходить (с родителями, естественно) девятилетним, осенью 58-го. Театралы в ту пору были взбудоражены, шептали: "Сотничевская возвращается!"

Любимица туляков Софья Владимировна Сотничевская несколько лет проработала в других городах и приняла решение вернуться на тульскую сцену. Ей было чуть больше сорока - самый расцвет. Ее помнили, ждали, боготворили. Действительность превзошла все ожидания.

Тульская труппа традиционно сильна, здесь всегда играли мастера психологического театра. Но мало кто мог сравниться с Сотничевской по глубине проникновения в психологию героини (чей характер подчас бывал противоположен внутренней сущности актрисы), по богатству и разнообразию нюансов. И это подтвердила уже первая по возвращении работа в мелодраме полузабытой (к сожалению!) ныне финки Хеллы Вуолийоки "Юстина". Софья Владимировна играла не насквозь положительную главную героиню, а "злодейку" Хильду - холодную интриганку. Но почему эта пренеприятная особа с колючим взглядом и противным голосом так врезалась в память, почему хотелось ее понять и как-то войти в ее положение?

Сотничевская в те годы была востребована. Среди ее ролей было и немало "проходных" в спектаклях-агитках. Как ни странно, запомнилась ее работа в пьесе Игнатия Дворецкого "Трасса" (на тульской сцене спектакль назывался "Счастье трудных дорог"). Не худший образец драматургии того времени, но все же достаточно плоский панегирик строителям "светлого будущего". А Сотничевская (как и часто бывший тогда ее партнер Казимир Шишкин) сумела ходульные маски превратить в живых людей. И до сих пор - больше сорока лет миновало! - стоит перед глазами эпизод, где герои лежат ничком на пригорке и мечтают. Неземным, восторженным светом горели устремленные вдаль глаза Сотничевской, и верилось, что она действительно разглядела там какое-то немыслимое по нашим понятиям, ничем не омраченное грядущее счастье.

В 63-м она сыграла, наверное, свою главную, звездную роль - шиллеровскую Марию Стюарт. О том спектакле в среде тульских театралов до сих пор ходят легенды. Особенно о сцене нравственного поединка двух королев (Елизавету играла другая тульская звезда и постоянная "сценическая соперница" Сотничевской - Татьяна Демидова).

Года полтора-два назад при одной из встреч с Софьей Владимировной я сказал: "А почему бы вам не вернуться к Марии Стюарт, не показать ту работу новому поколению зрителей?" Ведь шотландская королева далеко не юна, в то время, к которому относится действие трагедии Шиллера, ей было 45. Конечно, для театральной сцены такое прочтение - проблема. Но сделать композицию для концертной эстрады что мешает? И Софья Владимировна по-молодому, озорно блеснула глазами: "А вот возьму и решусь!" Верится, что не забыла тот разговор, что решится...

Приближаясь к 60-летию, актриса сменила амплуа, стала играть роли "возрастные", нередко комические. Публика была в восторге.

И вдруг что-то случилось. Несколько месяцев не было новых ролей, проскользнул какой-то холодок в отношениях с руководством театра. Натура чуткая и впечатлительная, Софья Владимировна произнесла знаковую фразу: "Когда я вижу, что без меня могут обойтись, я ухожу". И ушла. Из театра. На пенсию.

Но не на отдых. Шел 1978 год, и вчерашняя актриса стала режиссером, воспитателем юных талантов. Создала и возглавила театральную студию для юношества во Дворце пионеров. Осуществила давнюю мечту - поставила "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса. На том спектакле выросло уже не одно поколение питомцев Софьи Владимировны.

Сейчас это Театр-студия классической литературы Софьи Владимировны Сотничевской при Музее В.В.Вересаева - так теперь он называется. В репертуаре только классика: Пушкин, Островский, Тургенев, Чехов, Мольер, Шоу и, разумеется, Лев Толстой - как в Туле без него! Юные артисты вместе со своей неугомонной руководительницей поставили в сокращенном варианте драму Вересаева "В священном лесу" - это едва ли не единственная для современной публики возможность познакомиться со сценическим воплощением яркого образца русской реалистической драматургии.

80-е годы были трудной полосой для Тульского театра драмы. Под давлением партийных властей расстался с Тулой тогдашний главный режиссер Рафаил Рахлин - человек невероятно талантливый и прекрасный организатор, но потому и неудобный для начальства. Сменилось несколько главных режиссеров - людей тоже яркоодаренных, но ни у кого как-то не получалось стать настоящим лидером.

В 1989-м художественным руководителем театра стал с честью занимающий пост и поныне Александр Попов. Дебютировал двумя спектаклями: "Дурацкой жизнью" С.Злотникова и "Ромео и Джульеттой" Шекспира (спектакль был восторженно принят зрителем). И режиссер задумался: какими путями вести театр дальше?

В поле зрения А.И.Попова попал удивительный драматургический материал - "Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера. Все построено на парадоксах. 18-летний юноша, небедный и в общем устроенный, полон апатии и скептицизма, устал жить, а 80-летняя женщина, потерявшая почти все, сохранила детскую способность радоваться каждому мгновению, каждому зеленому листочку, каждой птичьей трели и каждому метру дороги, ведущей к новым и новым открытиям. И, уходя в финальной сцене в мир иной, передает эту свою радость бытия юному другу, с которым встретилась и сблизилась в последние недели.

Да, это то, что нужно людям, ввергнутым в нестабильность и метавшимся в ту пору между радужными надеждами и беспросветным отчаянием. Но где найти 80-летнюю примадонну? Александр Попов стал расспрашивать старожилов: есть ли в Туле такая властительница дум? И многие отвечали: Сотничевская!

Софью Владимировну разыскали. Ей было 74, и она 13 лет не выходила на профессиональную сцену. Засомневалась, но потом сказала: "А вот возьму и решусь!" В день премьеры театр был охвачен трепетом. И вот появляется она: с постаревшим лицом, но такая же девически стройная, пластичная. Азартная выдумщица: в тончайший психологический рисунок роли она вставила даже акробатические трюки и выполняла их технически безупречно! Громадной силы Личность. Это был не просто абсолютный триумф. Это было новое качество, еще неведомое тульской сцене.

Актриса вернулась в театр всерьез и надолго. В следующем сезоне сыграла главную роль в мелодраме Вины Дельмар "Уступи место завтрашнему дню". Не гнушалась и эпизодов, но какими становились эти эпизоды в комедии А.Островского "Волки и овцы" - она заставила вспомнить прославленных "комических старух" академического прошлого, не повторяя ни одну из них. В "Кавказском меловом круге" Б.Брехта актриса виртуозно отплясывает лезгинку, срывая аплодисменты.

К 80-летнему юбилею Сотничевской драматург Лев Проталин посвятил ей свою пьесу "Отдам в хорошие руки добрую старую собаку". И актриса сыграла как бы собственную альтернативную биографию. Да, как и ее новая героиня, она, "дочь врага народа", могла бы так же на десятилетия быть запрятанной в ГУЛАГ, обернись судьба чуть менее благосклонно. И так же, пройдя через все испытания (а личная жизнь Софьи Владимировны сложилась куда как нелегко и непарадно), не утратила ощущения радости бытия.

И снова звездная, бенефисная роль - "Контесса, или Радость бытия" Мориса Дрюона. Почти повторится ситуация "Гарольда и Мод", лишь на этот раз подопечной старой героини становится юная, незаметная и расцветающая под ее благотворным воздействием девушка. Только здесь еще больше экстравагантности, еще больше виртуозных пластических этюдов, буффонады, гротеска и рядом - неподдельного глубокого трагизма. Такая творческая отдача, такая энергетика - на девятом десятке?

И еще одну работу Сотничевской нельзя не назвать. Для концертной эстрады она сделала композицию по дневникам и письмам жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны. Когда выступает с этой программой, ее партнерами бывают юные музыканты - студенты Тульского музыкального училища им.А.С.Даргомыжского. И лейтмотивом становится произнесенное с удивленным удовлетворением: "Как хорошо и как много я умею работать!"

Софье Владимировне Сотничевской исполнилось 85. К сожалению, не получилось поставить к юбилею новый спектакль. Есть пьесы, есть силы, есть громадное желание. Только у Тульского академического театра драмы сегодня нет крыши. В буквальном смысле. Здание театра, сданное в эксплуатацию 30 лет назад по уникально-экспериментальному проекту, сегодня пришло в негодность: крыша в любой момент грозит обрушиться. Спектакли приходится играть в одном из дворцов культуры города, с перебоями, и сезон закрыли в середине апреля. Спасибо, конечно, за гостеприимство, да в "чужих людях" все равно не разбежишься. На ремонт основного здания нужны деньги. Немаленькие, хотя и не так чтоб необозримые: несколько десятков миллионов рублей. А следующий сезон - юбилейный: 225 лет!

Никто и не подумал возвести Сотничевскую в звание Почетного горожанина, хотя таким званием наделены несоизмеримо меньшие личности. Никто не походатайствует, чтобы Софья Владимировна стала народной артисткой (заслуженную она получила еще в начале 60-х). И стыдно говорить, как живет властительница дум и кумир туляков. Мало того, что в неудобном районе: вроде бы и от центра недалеко, да транспортное сообщение никудышное, только трамвай, которого приходится ждать и по полчаса, и больше. Так ведь еще и в коммуналке. Живет Софья Владимировна, потерявшая на поворотах судьбы всех близких, вдвоем с дочерью - тоже пенсионного возраста, но продолжающей работать. Неужели у города-героя нет возможности дать отдельную квартиру двум женщинам, которые самим своим присутствием в городе освящают каждый квадратный сантиметр его улиц.

А Софье Владимировне, чья прекрасная творческая старость полна таких же испытаний, как и молодость, и средний возраст, не изменяет ощущение радости бытия. Она живет Театром. А мы, ее почитатели, живем предчувствием новых встреч с нею. Ждем, когда она в очередной раз по-молодому, озорно блеснет глазами: "А вот возьму и решусь!" И, может быть, опять предстанет перед публикой в одной из ролей?..

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура