Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7282) 5-11 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

После захода солнца

Гастроли БДТ им. Г.А.Товстоногова в Москве

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Е. ЦВЕТКОВОЙ


А.Куликова - Инкен и К. Лавров - Маттиас Клаузен в сцене из спектакля "Перед заходом солнца"

Почти весь июнь прославленный товстоноговский театр играл для московской публики. "Поселился", как не раз бывало прежде, в помещении Малого театра, в здании, которое своими классическими итальянскими параметрами почти не отличается от родного дома БДТ на Фонтанке. И по-прежнему, как при жизни Мастера (он ушел 12 лет назад, а последние большие гастроли БДТ в Москве были еще раньше), в театр невозможно было попасть, лишние билеты спрашивали у метро, а ярусы балконов и проходы в партере ломились от "безместных" зрителей. Такова слава, такова ностальгия по прежнему БДТ, таков, надо думать, неугасающий интерес к БДТ сегодняшнему.

С прошлой встречи круто изменилось, кажется, все. Начиная с общественной формации, кончая неумолимым уходом тех, кто составлял уникальную товстоноговскую актерскую плеяду. Нет Стржельчика, Лебедева, Ковель, Медведева. Нет легендарного завлита Дины Шварц. На нынешних гастролях мы обидно недосчитались блистательных Макаровой и Трофимова, ныне здравствующих, но почему-то не принявших участие в спектаклях. Суперэпоха товстоноговского театра с ее суперактерами, у тех кто ее застал, и сегодня ноет, как ампутированная часть души. Когда на сцену выходят Лавров или Шарко, Басилашвили или Заблудовский, Толубеев или Штиль, Неведомский, Кузнецов или Богачев, фантомная боль оборачивается фантомной радостью. Бывает, наверное, и такое, отнюдь не медицинское явление. Товстоноговские "премьеры" и актеры "вторых" ролей намеренно выстраиваются мною в один ряд, ибо всех их объединяет не только качество, но и некий особый сценический менталитет, узнаваемый с первого выхода и с первого же произнесенного слова. На этом, пожалуй, стоит покончить с ностальгическими вздохами. Ибо восемь гастрольных спектаклей последнего десятилетия - это целая жизнь, жизнь без Мастера, с новой режиссурой, с новой актерской сменой... Да что уж там - все, решительно все поменялось и за стенами дома № 65 по улице Фонтанка.

"Освободите места! - зычным голосом орали билетерши на безбилетников. - Люди заплатили большие деньги!"

"Деньги - и - и - и!.." - эхом неслось под сводами зала на каждом спектакле. "Что вы хотите? У нас - коммерческие гастроли!" - оправдывались службы БДТ перед московскими критиками, загнанными на последние ярусы балкона. Особое, однако, удовольствие - разглядывать актерские макушки и обдумывать при этом будущую статью в свою газету. В душе автора этих заметок, для которого БДТ - первая и самая сильная театральная любовь, происходили нешуточные борения. Бессмысленная и, прямо скажем, обидная ситуация толкала к профессиональной мести. А романтическая память возвращала к эпизодам тридцатилетней давности, и я видела саму себя московской школьницей в том же самом зале, на том же ярусе балкона, восторженно взирающей на сиятельные макушки Юрского, Лаврова и Басилашвили. Вот и коллега по газетной странице, волшебной силой денежного знака вознесенная к потолку другого театрального зала, ощутила себя в исторической перспективе. Так что нет худа без добра!

Но в "Аркадии" Т.Стоппарда, между прочим, об этом и речь. Несколько веков, пронесшихся через английскую усадьбу, не выветрили из ее пространства дух События и Личности. Тень Байрона, чертежи перестройки усадебного парка, черты предков, узнаваемые в потомках, - вот истинный "сюжет" этого длинного, многословного, но поразительно гармоничного спектакля, поставленного эстонцем Э.Нюганеном. Сам Нюганен, до встречи с БДТ замеченный исключительно в активной режиссуре, здесь, похоже, "умер" в актерах и волшебном пространстве художника Э.Кочергина. На самом деле, думаю, он испытал в зале Большого драматического то же самое, что испытывают герои "Аркадии", - ведь воздух уникальной сцены тоже насыщен неумирающим прошлым. Поразительно, как дочь Кирилла Лаврова Маша (Ханна Джарвис), ни минуты не работавшая с Товстоноговым, наследует почерк его прославленных актрис: густые хрипловатые интонации, особую нервно-женственную пластику. Более того, юная Е.Гороховская (театровед по образованию), играющая девицу Томасину Каверли, - и та нащупывает эту особую, с первых нот узнаваемую тональность. И талантливый додинский актер П.Семак - учитель Септимус Ходж в атмосфере иного "дома" обретает не свойственные ему музыкальность, сосредоточенность и глубину. "Аркадия" - спектакль двойной темы, в нем торжествует генетический театральный код БДТ, необыкновенно мощный и живучий. С этой точки зрения гастроли театра как бы разваливаются на две неравные части. Спектакли, поставленные Т.Чхеидзе ("Макбет", "Борис Годунов", "Антигона") и Г.Дитятковским ("Федра"), заставляют задуматься о совместимости режиссерской и актерской групп крови. Когда имеешь дело с такой материей, как грандиозная империя Мастера, осиротевшая однажды, рецепты новой жизни из серии "до основанья, а затем" особенно проблематичны. Молодой Дитятковский, показавший в прошлом году на фестивале "Золотая Маска" с актерами БДТ "Отца" А.Стриндберга, а ныне - "Федру" Расина, просится в эту тему. Его собственная активная режиссерская воля очевидна, как очевидны и широкий жанровый диапазон, и нешуточный интеллект, и известная дерзость. Обращаясь к архаичному переводу М.Лобанова, Дитятковский рискует нагрузить классицистскую "Федру" дополнительной порцией скуки. Рискует... и выигрывает, ибо возводит в абсолют красоту слова, столь высоко ценимую на товстоноговских подмостках. Т.Чхеидзе тем временем пишет эпические полотна особого рода, где исторические ходы пристрастно поверяются судьбой отдельно взятой личности. Психологическая суть Макбета - Г.Богачева, леди Макбет - А.Фрейндлих, Креона - О.Басилашвили или царя Бориса - В.Ивченко интересует режиссера тем сильнее, чем более эти герои отданы в залог социально-историческим обстоятельствам. Великая "человеческая комедия" БДТ продолжается. Ивченко играет Годунова трагическим негодяем. Остро отрицательное обаяние актера в этой роли дает неожиданный эффект - тяжесть шапки Мономаха физически невыносима. Не жаль царя "Ирода", которого боится даже его собственный сын. Сцена, когда тяжелобольной царь призывает мальчика для последних и важных наставлений, а тот ежится от страха и готов убежать, страшна и исторически логична одновременно. Очередной реформатор вновь оставляет после себя руины и гуттаперчевых политических "последователей". Очевидная социальная острота спектаклей Чхеидзе окрашена горечью и человечностью, как бывало на этой сцене и раньше.

Увы, оглядка на грандиозное "раньше" Большого драматического театра долго еще будет сопровождать его жизнь. А грустно ли сие обстоятельство? Из немногих наших прославленных театральных "империй" БДТ, кажется, единственный сохранил дух, не исказил букву и при этом не стал музейным экспонатом.

Не оттого ли другая, к счастью, меньшая, часть гастрольного репертуара так обескураживает, что ее чепуховая непритязательность тоже есть обратная сторона добротности и серьеза? "Калифорнийская сюита", поставленная Н.Пинигиным, впрочем, вполне лакомое блюдо: крепкая актерская пьеса, вполне антрепризное, по сути, начинание и мощный "человеческий фактор", один из главных во все времена БДТ. На этот раз им стал дуэт А.Фрейндлих и О.Басилашвили. Играют всласть. Чего же боле, если перед нами очевидная взаимная актерско-зрительская радость? Но "Ложь на длинных ногах" того же Пинигина с дурной "итальянской" беготней (только ленивые не имитировали этот "неореализм" еще лет двадцать назад в спектаклях, капустниках и КВНах), с отчаянным "премьерством" расшалившихся Г.Богачева и А.Толубеева, которых, блестящих и неуправляемых, в былые времена быстро призвали бы к ответу, со смехотворной невнятицей декораций Э.Капелюша и чудовищным музыкальным "компотом" - ее-то зачем привезли? Однако и она укладывается в мозаику - как узор на тему о бьющих через край актерских силах, не отведенных в осмысленные режиссерские берега.

"Перед заходом солнца" Г.Гауптмана, спектакль, показанный в рамках Всемирной театральной олимпиады, оставляю напоследок. Курс БДТ на новую режиссуру на этот раз проявился в выборе Г.Козлова, одного из самых известных представителей молодой петербургской плеяды. Козлова с головой сокрыли суровые драматургические воды. Плавание же обеспечили изысканные декорации А.Орлова и счастливо возникшая перекличка актерских поколений. Дуэт молодой А.Куликовой (Инкен Петерс) и К.Лаврова (Клаузена) - одно из самых сильных гастрольных впечатлений. Для Лаврова роль Клаузена стала, кажется, одновременно и неким итогом прожитого и проекцией в будущее. Он играет нового Короля Лира, во всех его тончайших эволюциях - от властной самоуверенности, через мальчишескую безоглядность к горькому и "детскому" прозрению. Куликова рядом с ним - отчаянная и стойкая юность. Два странных духа, две неординарные судьбы сливаются в щемящем двухголосье. Снова, как в "Аркадии", звучит двойная тема и напоминает о себе мощный генетический код БДТ. Кто знает, какое новое "солнце" еще взойдет над домом № 65, что на улице Фонтанка?

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;