Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстЛюди "Острова мертвых"Новые факты к биографии Марины Цветаевой Юрий АРПИШКИН Биографию поэта можно рассматривать как его произведение. К Марине Цветаевой это наблюдение относится, может быть, больше, чем к кому-либо. Многое в ее жизни кажется выстроенным по законам поэтического текста. Обстоятельства жизни Цветаевой сливаются с ее поэтической речью. Именно с этой точки зрения интересны прежде всего новые разыскания в области биографии поэта. Один из самых увлекательных примеров такого сопряжения поэзии и судьбы - дружба Цветаевой с семейством Лебедевых. Ей посвящена книга, подготовленная к печати известным литературоведом Викторией Швейцер и изданная московским Домом-музеем Цветаевой. На обложке значатся два имени - Владимир Лебедев и Марина Цветаева, два названия - "Пераст" и "Perast". И хотя при ближайшем рассмотрении все оказывается чрезвычайно простым - в книге опубликован очерк Лебедева о черногорском городке на берегу Адриатики, известном по картине Беклина "Остров мертвых", и перевод этого очерка на французский, выполненный Цветаевой в конце тридцатых годов, - сюжет, соткавшийся вокруг этого не может не захватить. Сама фигура Владимира Лебедева, выпавшая из исторического контекста, - вполне достаточный повод обратить внимание на эту публикацию. Владимир Иванович Лебедев - министр временного правительства, один из редакторов эсеровской газеты "Воля народа", впоследствии эмигрант, деятель славянского движения. "Жизнь В.И.Лебедева напоминает сюжет приключенческого романа", - пишет Швейцер. Достаточно сказать, что Россию в последний раз Лебедев посетил в 1929 году, нелегально перейдя границу, "чтобы самому увидеть и понять, что в действительности происходит с русским народом при советской власти и насколько реально существование оппозиции". Причем это вполне документальный факт, а не вульгарный апокриф. Кроме упомянутого, в книгу включены три письма, обращенных к Лебедеву, Марины Цветаевой и ее детей - Ариадны и Мура. Самым интересным из них кажется письмо Ариадны Эфрон, написанное незадолго до ее отъезда из Франции в СССР: ":так хорошо, что есть страна, которая с величайшими трудностями строится, растет и создает, и что эта страна - моя". Красноречиво по-своему письмо двенадцатилетнего сына Цветаевой: "Я только что сейчас узнал паденье Бильбао, и это у меня вызвало ярость по адресу каталонских войск, которые бы, если хотели, могли выйти на помощь и защиту Бильбао". Дополняет картину подборка редких фотографий "Из семейного альбома Лебедевых". Еще раз о послесловии Виктории Швейцер - это по-настоящему значительная глава цветаевской биографии. Она замечательна не только тем, что повествует о не известных ранее эпизодах жизни поэта и его окружения, но и своей интонацией. Интонацией человека, стремящегося понять как некие закономерности жизни и творчества своего героя, так и его самого. Также в рубрике:
|