Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Контекст

Люди "Острова мертвых"

Новые факты к биографии Марины Цветаевой

Юрий АРПИШКИН


Биографию поэта можно рассматривать как его произведение. К Марине Цветаевой это наблюдение относится, может быть, больше, чем к кому-либо. Многое в ее жизни кажется выстроенным по законам поэтического текста. Обстоятельства жизни Цветаевой сливаются с ее поэтической речью. Именно с этой точки зрения интересны прежде всего новые разыскания в области биографии поэта.

Один из самых увлекательных примеров такого сопряжения поэзии и судьбы - дружба Цветаевой с семейством Лебедевых. Ей посвящена книга, подготовленная к печати известным литературоведом Викторией Швейцер и изданная московским Домом-музеем Цветаевой.

На обложке значатся два имени - Владимир Лебедев и Марина Цветаева, два названия - "Пераст" и "Perast". И хотя при ближайшем рассмотрении все оказывается чрезвычайно простым - в книге опубликован очерк Лебедева о черногорском городке на берегу Адриатики, известном по картине Беклина "Остров мертвых", и перевод этого очерка на французский, выполненный Цветаевой в конце тридцатых годов, - сюжет, соткавшийся вокруг этого не может не захватить.

Сама фигура Владимира Лебедева, выпавшая из исторического контекста, - вполне достаточный повод обратить внимание на эту публикацию. Владимир Иванович Лебедев - министр временного правительства, один из редакторов эсеровской газеты "Воля народа", впоследствии эмигрант, деятель славянского движения. "Жизнь В.И.Лебедева напоминает сюжет приключенческого романа", - пишет Швейцер. Достаточно сказать, что Россию в последний раз Лебедев посетил в 1929 году, нелегально перейдя границу, "чтобы самому увидеть и понять, что в действительности происходит с русским народом при советской власти и насколько реально существование оппозиции". Причем это вполне документальный факт, а не вульгарный апокриф. Кроме упомянутого, в книгу включены три письма, обращенных к Лебедеву, Марины Цветаевой и ее детей - Ариадны и Мура. Самым интересным из них кажется письмо Ариадны Эфрон, написанное незадолго до ее отъезда из Франции в СССР: ":так хорошо, что есть страна, которая с величайшими трудностями строится, растет и создает, и что эта страна - моя". Красноречиво по-своему письмо двенадцатилетнего сына Цветаевой: "Я только что сейчас узнал паденье Бильбао, и это у меня вызвало ярость по адресу каталонских войск, которые бы, если хотели, могли выйти на помощь и защиту Бильбао". Дополняет картину подборка редких фотографий "Из семейного альбома Лебедевых".

Еще раз о послесловии Виктории Швейцер - это по-настоящему значительная глава цветаевской биографии. Она замечательна не только тем, что повествует о не известных ранее эпизодах жизни поэта и его окружения, но и своей интонацией. Интонацией человека, стремящегося понять как некие закономерности жизни и творчества своего героя, так и его самого.

Также в рубрике:

КОНТЕКСТ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;