Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаБыла жара, и Паганини капризничалСкрипачи Мариам ИГНАТЬЕВА Может быть, потому, что участников конкурса пришлось слушать два раза в день, а теснота и духота в Малом зале консерватории не разряжались, в благодушном настроении на прослушиваниях я пребывала редко. Никак не оставляла мысль: нельзя допускать к участию всех, кто пожелает. Предварительный отбор необходим. Ведь это уму непостижимо: выходит на сцену конкурсант и демонстрирует уровень нерадивого ученика музыкальной школы - "распиливает" инструмент, терзая уши членов жюри и слушателей непереносимой фальшью. И почему бы, кстати, не прекращать эти адовы муки, вежливо останавливая горячий творческий порыв заведомо слабого претендента (непонятно, впрочем, на что). Первый тур выявил три серьезные проблемы. Первая - неточность интонации. Большинство конкурсантов играли грязно. Совершенно непонятно, куда только смотрят педагоги! Создавалось нехорошее впечатление, что это просто мода нынче такая у конкурсантов - играть небрежно. "Либеральные" слушатели все списывали на погоду: жара, канифоль размягчается, течет, пальцы скользят - вот и искажения, неточность интонирования. Все верно. Однако одна и та же жара воздействует по-разному: слава Богу, есть такие конкурсанты, у которых и канифоль стойка, и пальцы точны. Больше всего технических ошибок было сделано в Каприсах Паганини. Когда слушаешь, как их играют участники конкурса, в большинстве своем борющиеся с этой музыкой, а значит, не доставляющие никакого удовольствия ни жюри, ни публике, невольно задумываешься, нужны ли в программе первого тура целых два. И одного бы вполне хватило: ведь с первых же фраз, с первого виртуозного пассажа совершенно ясно, под силу пьеса исполнителю или нет. Второй "грех" - постоянные ритмические сбои, совершенно не оправданные, произвольные темпы. Подчас искажаются характер произведения, его стилевые особенности. Моцарт приобретает черты романтиков, Бах перестает быть Бахом, Прокофьев - Прокофьевым, Чайковский становится "плаксивым". Третья беда - отсутствие личного отношения к исполняемой музыке. Даже среди крепких, профессионально подготовленных участников этого конкурса по-настоящему ярких индивидуальностей очень мало. 25 конкурсантов из 56 благополучно миновали рифы первого тура и вышли на сцену Большого зала консерватории. Здесь, на этой укрупняющей достоинства и недостатки сцене, ученический уровень участников стал еще более заметным. Даже конкурсанты, обладающие лауреатскими званиями, особенно не блеснули. Взять, к примеру, Графа Муржу, лауреата Х Конкурса имени Чайковского (третья премия) и других известных конкурсов. Еще до начала состязания в кулуарах его рассматривали как одного из самых реальных претендентов на первое место. И действительно, профессионально этот закаленный боец очень силен. Однако страдает манерностью и чрезмерно любит внешние эффекты. Разумеется, на конкурсе приходится думать о том, как бы получше подать себя. Но когда эта забота становится главной... К сожалению, тут Муржа был не одинок. Александр Тростянский на втором туре тоже исполнял "Кармен-фантазию" Бизе - Ваксмана, тоже с блеском и тоже несколько аффектированно. Но, ничего не могу сказать, публике такая манера исполнения по душе. Ко второму туру ее симпатии, естественно, вполне определились: помимо Муржи и Тростянского, это ученица Грача Ичун Пань (КНР) и скрипачки из США Нурит Пахт (ученица С.Кравченко) и Элизабет Зельцер (ученица бывшего нашего соотечественника Г.Жислина) - грамотные, профессионально крепкие молодые музыканты. Шумно встречали слушатели и представленного нами в прошлом номере Родиона Замуруева. Приятно было убедиться, что на втором туре исполнитель остался верен себе: думал о том, что играет, и за легким успехом не гнался. Недаром и выбрал труднейшую Первую сонату Шнитке. Также в рубрике:
|