Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7283) 12-18 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Столицы искусствКоронованный ШтольцЦареубийство - начало конца "петербургского" периода культуры России Николай ОЗОРНОВ Да встретит он Обильный честью век, Да славного участник Славный будет, Да на гряде высокой не забудет, Светлейшего из званий - человек. Василий Жуковский. Стихи на рождение Александра II Персона
Все бронзовые памятники этому монарху, который вошел в отечественную историю как царь-Освободитель, были безжалостно снесены в эпоху "монументальной пропаганды". Только, кажется, один из них, лежащий ныне на задворках Киевского музея русского искусства, уцелел и, возможно, украсит Санкт-Петербург к его 300-летию. Кстати, в Петербурге уже есть уникальный памятник Александру II - тому самому монарху, о котором идет речь. Этот храм именуется в просторечии Спас на Крови. Он наилучшим образом виден с Казанского моста через бывший Екатерининский канал, носящий в настоящее время имя писателя Грибоедова. Именно с Невского проспекта открывается эта живая картина: огромный "ярославский" храм в манере XVII века неожиданно вырастает то ли из воды, то ли из земли на фоне типичного для города на Неве классицистического здания, известного как "дом Адамини". Постройка, разорвавшая ткань "самого измышленного города", не только отмечает место убийства императора в 1881 году. Она служит надгробным памятником целой эпохе. Я имею в виду и правление Александра II, и весь "петербургский" период российской истории. К таким размышлениям приводит открывшаяся в Царском Селе выставка, имеющая довольно скромное название "Александр II и Царское Село". Она размещена в цокольном этаже Камероновой галереи - сооружения, возведенного в 1780-е годы шотландским архитектором Чарлзом Камероном на берегу Большого пруда императорской резиденции и изначально предназначенного для философских размышлений. Они рождаются и, вероятно, должны рождаться по сценарию устроителей, ибо экспозиция не претендует, слава богу, на последовательный хронологический рассказ, а состоит из нескольких отдельных повестей.
В организации выставки, кроме самого заповедника "Царское Село", приняли участие Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге, Государственный архив Российской Федерации и некоторые коллекционеры. Десятки драгоценных вещей распределены по трем "нефам" галереи. Их невозможно охватить одним взглядом. Поэтому все многочисленные сенсации скрыты, создавая и поддерживая интригу на всем протяжении осмотра. Да и начало экспозиции неожиданно. Открывается она рассказом о цесаревиче великом князе Николае Александровиче, старшем сыне монарха. Блестяще образованный и обаятельный юноша нелепо умер от неправильного лечения в благословенной Ницце - трагический и даже зловещий пролог несчастий, обрушившихся на Россию совсем скоро. Рассказ сопровождает сцену принятия наследником присяги на картине Готфрида Виллевальде, прекрасные акварели Василия Садовникова, зафиксировавшие иллюминации по этому поводу в 1859 году. Здесь же в особой витрине дневник наследника престола, предоставленный Государственным архивом Российской Федерации, - редчайший документ. После подробного рассказа об армии второй половины XIX века, иллюстрированного художественным оружием и сочными акварелями Карла Пиратского (еще одно открытие), следует экспозиция фрагментов императорских покоев архитектора Ипполита Монигетти. Выдающийся мастер архитектуры был ровесником императора - родился в 1819 году. Его отец был выходцем из швейцарского кантона Тичино, пославшего в Петербург XVIII - XIX веков 140 архитекторов и мастеров начиная с Доменико Трезини. Поэтому логично, что именно Монигетти стал придворным архитектором, которому была поручена новая реконструкция Екатерининского дворца для превращения его в летнюю резиденцию нового монарха. В так называемом Зубовском флигеле шедевра Франческо Растрелли архитектором были спроектированы комнаты, отделка которых погибла во время Второй мировой войны. Однако прекрасные вещи для Турецкой комнаты, Лионской гостиной и других залов сохранились и теперь впервые выставлены. Экспозиция завершается каретой императора, разорванной в нескольких местах печально знаменитой бомбой Гриневицкого. Ее присутствие символизирует чудовищно абсурдный финал абсолютно рационального правления. ЛичностьНа цоколе храма Спаса на Крови помещены двадцать гранитных досок, отмечающих важнейшие вехи жизненного пути почившего в бозе монарха. Только две из них посвящены биографическим данным - рождению и свадьбе. Остальные перечисляют вклад Александра в процветание России. Прежде всего упомяну об одном из первых указов, зафиксированном на цоколе. Он был подписан Александром II 22 мая 1862 года и предписывал публиковать все сметы на проведение общественных работ. Затем, помимо хрестоматийно известного освобождения крестьян, император провел земскую и судебную реформы, сумел достойно закончить Крымскую войну (включая отказ уже через 14 лет от унизительных статей мирного договора) и покорение Кавказа, серьезно продвинулся в деле образования и расширения своей империи. Это был очередной период "гласности и перестройки". Любопытно постановление 1865 года "о предоставлении печати возможных облегчений", что на языке того времени означает отмену цензуры. В целом правление этого монарха стало доказательством, сколь быстро можно поправить дела даже такого огромного государства, как Россия, если целенаправленно, до сумасшествия (которое свело в могилу и архитектора Ипполита Монигетти) работать. ЭпохаВ известном смысле Александр II, вероятно, наиболее "актуальный правитель" для нынешней эпохи. Это был Штольц на троне, который не давал спать миллионам Обломовых. Предельно рациональный, немецкий "кирпичный стиль" - вот идеал того времени. Каждый монарх оставил свой вензель на площадях и улицах Петербурга. Петропавловский собор - Петр, Зимний дворец - Елизавета, ансамбль Стрелки Васильевского острова - Александр I. Что, кроме "кирпичного стиля", оставила в архитектуре эпоха Александра II? Едва ли не весь исторический центр, как и Париж, построен именно при нем. Литейный дом княгини Зинаиды Юсуповой, дом графа Павла Строганова на Сергиевской улице или дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной - шедевры, "репетировавшие" будущий Серебряный век русского искусства. Они мало знакомы широкой публике, но они есть, как существует в Москве Политехнический музей, законченный Монигетти в 1877 году. "Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности", - резюмировал даже язвительный Василий Стасов. Наконец, совсем неподалеку от Камероновой галереи находится построенная Монигетти дача Зинаиды Юсуповой. Этот самый блистательный памятник, к сожалению, сегодня представляет собой благородную руину. Символично, что строительством чуждого петербургскому стилю храма Спаса на Крови на благословенном "петербургском" периоде истории и многих начатых реформах буквально был поставлен крест. Сразу же после террористического акта 1 марта 1881 года Победоносцев посоветовал новому императору Александру III: "Бегите из Петербурга, этого проклятого города. Переезжайте в Москву и переносите правительство в Кремль". Как известно, тогда столь радикальное решение принято не было. Оно было отсрочено... Построенные в 1880 - 1910-х годах многочисленные храмы в русском стиле были призваны деевропеизировать Санкт-Петербург. Спас на Крови - монументальная точка петербургского периода российской истории. Нарочитый выбор древнерусского стиля словно препятствует дальнейшему развитию европейского города. Собственно, это уже памятник "русского правления" Александра III, царствование которого было переходом к Москве, хотя окончательно столица, была перенесена только в 1918 году. Предчувствие смены стиля, с ним и столицы, не покидает вас на том же Казанском мосту, поскольку с другой, противоположной, стороны можно видеть реплику Святого Петра в Риме. Казанский собор Андрея Воронихина - апогей русского европеизма - как гиря на весах истории. Предсказанное еще в начале XVIII века "запустение" Петербурга началось много раньше, чем в советскую эпоху. Причина в отказе от реформ и, соответственно, ненужности окна в Европу. К этому выводу позволяет прийти выставка, открывшаяся в одном из его блестящих пригородов. Она представляет собой первую грандиозную панораму правления царя, который до сих пор оставался в тени реформ Петра I, блеска Елизаветы, мудрости Екатерины, романтизма Павла. Посвященная Александру II выставка в Царском Селе, безусловно, главная экспозиция этого года в Петербурге. Накануне 300-летнего юбилея художественная жизнь больших городских музеев как будто замерла. В Эрмитаже и Русском музее давно нет ничего громкого и нового. Выставка в Царском Селе заполнила наметившуюся было пустоту. Также в рубрике:
|