Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7283) 12-18 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Новое поколение"Пятая" стратегия успехаВ Омске ищут потенциальных Таировых и Мейерхольдов Николай ЖЕГИН
Может быть, оттого, что Омский "Пятый театр" и сам очень молод (ему всего десять лет), режиссеров-дебютантов здесь встречают как равноправных коллег, им доверяют и, главное, предоставляют свободу высказаться. Само по себе это, конечно, превосходно. А с другой стороны, что это за бескорыстная любовь в наше прагматичное время? Это ведь только в песне "молодым везде у нас дорога", на самом деле, известно: потенциальных Таировых и безвестных Мейерхольдов никто особенно не ждет. Хоть это и печально, но - увы: театры все еще на голодном пайке, и уж коли появляются деньги, то свой штатный режиссер на очереди, а с дебютантом не оберешься хлопот... А еще лучше пригласить того, кто уже набил руку и за умеренную цену и в положенный срок поставит то, что делает сборы. И уж вовсе не стоит беспокоиться дебютанту, если театр настроился попасть на "Маску" или, скажем, отправиться в Авиньон. В этом случае обращаются к Именам. Тут за ценой не стоят, и гонорары... если сопоставить с зарплатой режиссера-бюджетника... Но не станем даже и сравнивать то, что никакому сравнению по определению не подлежит. Все это, правда, не спасает от неудач. И хоть на сцене чудеса современной техники, неземной свет, космический лазер, музыка, понятное дело, тоже из космоса - словом, супер, по залу гуляет предательский холодок, и не веселят, не радуют господа актеры (на кропотливую работу с актерами у мэтров никогда не хватало ни желания, ни времени). Тем не менее дорогой "подарочный" спектакль сегодня - такая же реальность, как фото Мадонны на обложке глянцевого журнала... Так что ниши заняты. И бродят молодые таланты в ожидании театра, продюсера или хоть какой-нибудь работы. Рынок между тем захватывает народ напористый, разбитной, опьяненный запахом конъюнктуры и давно махнувший рукой на то, что имеет отношение к искусству режиссуры. Вот почему, увидев на афише "Пятого театра" новое, никому не известное имя, останавливаешься в недоумении... Что бы это значило? Уж очень непохоже это на общие "правила игры". И какой интерес, какая "прибыль" театру в том, что он обращается к молодым, неопытным и безвестным? В самом деле, что могла знать А.И.Юркова, руководитель "Пятого театра", о Марине Глуховской, кроме того, что та только что поставила дипломную "Капитанскую дочку" в Твери? Ну, правда, дипломница из мастерской П.Н. Фоменко, из того самого "гнезда Петрова", из которого вылетела превосходная режиссерская стая... И все же, приглашая молодого режиссера, надо быть готовым к любым сюрпризам, в каждом дремлет чеховский Треплев с его поисками "новых форм". Но, похоже, все это никого не пугает в "Пятом театре". Не успел Иван Поповски окончить режиссерское обучение у Фоменко, как оказался в Омске, в "Пятом театре", где тут же затеял какую-то театральную чертовщину под названием "Царь Емельян Пугачев". Москвичи помнят это "двухэтажное" действо: внизу развертывалось бытописание пушкинской "Капитанской дочки", а наверху бушевала стихия поэтического есенинского бунта. Талантливо, выразительно, сильно! И... очень спорно. Пушкинская эпическая проза никак не состыковывалась с есенинской лирической стихией... Так, может быть, и не стоило рисковать? Но после крутого виража Ивана Поповски театр снова делает ставку на молодых и приглашает уже упомянутую мною Глуховскую. Ей предлагают подумать над "Старосветскими помещиками". Есть два хороших актера на роли стариков... Робкая дебютантка соглашается и тут же замешивает "постмодернистскую" фантасмагорию из Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя... Впрочем, о спектакле так много и вполне восторженно писали, что мне остается лишь добавить: его с успехом играли и на фестивале в Екатеринбурге, и на "Маске" в Москве. Имя Глуховской стало известным. Разумеется, театральные затеи "Пятого театра" стоят в стороне от сложившихся обычаев нашего провинциального, а на самом деле по-европейски прагматичного театра - жизнь заставила и нас просчитывать "риски" и не делать опрометчивых шагов. В "Пятом", кстати, тоже умеют считать, но при этом рассуждают иначе... Здесь готовы рисковать ради той самой "первой свежести", какую встретишь разве что на студийном, студенческом спектакле, куда приносят молодые режиссеры свои первые, еще не остывшие идеи, незапатентованные открытия, где воплощают "новые формы". Все это, в общем, не ново, ради этого в свое время создавались Творческие мастерские при СТД, о том же говорил и Валерий Фокин, открывая Творческий центр имени Вс. Мейерхольда. Но "мастерские" давно канули в Лету, а планы Фокина еще ждут своего часа... Сегодня, в сущности, только в Омском "Пятом театре" режиссер-дебютант чувствует себя защищенным от равнодушия окружающей среды. Издержки при этом неизбежны. Но ведь и смелость, и отвага замысла, и собственная оригинальность тоже дорогого стоят. Известно, например, что далеко не "всякая" проза просится на подмостки. Но что до этого отчаянному дебютанту... И Глуховская без тени сомнений обращается к повести Ивана Шмелева "Человек из ресторана". И снова инсценирует повесть сама: филолог по первому образованию, она делает это с тонким пониманием автора и композиционным мастерством. Правда, спектакль выходит отчасти перенаселенным и повествовательным, но какая точность в портретных зарисовках! Нет, казалось бы, не только коммерческого расчета, но и здравого смысла в таком сугубо "литературно-академическом" проекте, как постановка лермонтовского "Демона". Но какой неожиданный, поэтически своеобычный замысел разворачивает на подмостках Малой сцены Глуховская! Поэма Лермонтова является здесь старинной грузинской легендой, ее рассказывает старая грузинка-гончар, вращая круг: на наших глазах возникает из глины кувшин, и параллельно, такт в такт, возникает сюжет легенды о прекрасной грузинке Тамаре, которую полюбил одинокий дух изгнанья и... погубил. Надо сказать, зал смотрит спектакль, как говорится, дыханье затая... Не знаю, надолго ли хватит "Пятого театра" оставаться меценатом московских юных дарований. Ни один театр сегодня не может позволить себе такую роскошь. Между тем стоило бы вспомнить о том, что нынешние безвестные дебютанты - это завтрашние театральные лидеры, если, конечно, им в этом помочь, что с лидерами у нас сегодня просто беда... и потому затеи "Пятого театра" не частное дело. Самое время затею эту поддержать, и не только морально. Учредить бы для начала грант для театров, которые молодым и перспективным открывают двери. А иначе толку не будет. Ведь без лидеров, как и вообще без режиссуры, процесс уж точно не пойдет. Также в рубрике:
|