В списках не значатся
Энциклопедия "Русский драматический театр"
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Начало века, как известно, - самое подходящее время для разнообразных обобщений и подведений итогов. Соответственно, лучшего момента для выхода, скажем, энциклопедии и придумать нельзя. Поэтому очень символично, что задуманный издательством "Большая российская энциклопедия" труд под названием "Русский драматический театр" (ведущий редактор Наталья Звенигородская) увидел свет именно сейчас. На днях в Театральной гостиной Музея Бахрушина прошла презентация этой книги. Как было сказано собравшимся, идея издания энциклопедии родилась еще в конце 80-х годов, но в силу определенных обстоятельств осуществилась только теперь. Кроме того, в связи с жесткими техническими условиями объем книги сокращен до предела, поэтому, по словам составителей, в нее вошли только бесспорные фигуры. Поскольку предыдущая театральная энциклопедия вышла в свет больше тридцати лет назад, сновной упор был сделан на сбор информации о современных персоналиях. Книга получилась до предела насыщенной и красиво оформленной: тяжелый фолиант в суперобложке с множеством фотографий приятно будет иметь на своей полке каждому любителю театра. Однако что касается профессионалов, нуждающихся в полной и объективной информации о текущем театральном процессе, то, увы, здесь им это роскошное издание не помощник. Ибо при внимательном изучении сразу обнаруживается множество несуразностей и несостыковок. И речь не только о фактических ошибках. Массу вопросов вызывает, например, подбор персоналий. Можно очень любить и уважать Новый Драматический театр, но не совсем понятно, почему больше половины его труппы разместилось на этих страницах. Поскольку среди артистов других московских коллективов найдется много персонажей, не менее достойных и не меньше ролей сыгравших. Обидно также было не найти в династии Дворжецких одного из них, Владислава, а среди современных печатных изданий - "Театральную жизнь" и т.д. Но персоналии - это еще полбеды. Еще печальнее дело обстоит с формой написания текстов, которая, по идее, должна быть единой для всех. Однако почему-то ряд артистов и режиссеров удостоились подробного перечисления не только театральных, но и кино- и телеработ, а другие - и порой более известные - получили лишь строчку "снимался в кино и на ТВ". Далее: к чему, например, в статье о человеке обязательно указывать, чей он муж (или жена) или - что еще интереснее - причину и обстоятельства его смерти (хорошо еще, что не диагноз). Причем в каких-то случаях удалось ограничиться расплывчатым "трагически погиб", а в статье, допустим, о ректоре РАТИ Сергее Исаеве сообщено, что он был убит. Против правды не пойдешь, но есть ситуации, когда стоит соблюдать элементарные этические нормы. Кроме того, возвращаясь к вышесказанному, энциклопедия тем и отличается от газетно-журнальных статей, что она должна содержать только объективную и достоверную информацию, имеющую отношение к делу. А то получается, перефразируя гениальную Фаину Георгиевну Раневскую, "плохая энциклопедия - это плевок в вечность". И печально, что такая важная и серьезная идея оказалась воплощена подобным образом.