Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7284) 19-25 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраДля разумения сего дивного мираСтранствия воспитывают художественный вкус Наталия ОСМИНСКАЯ
28 июня исполнилось 250 лет со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева, основателя Странноприимного дома, владельца одного из лучших крепостных театров России, покровителя искусств. По случаю этого юбилея в Московском музее-усадьбе "Останкино", бывшей театральной резиденции графа, была проведена научная конференция, открылась выставка, посвященные личности, деятельности и судьбе мецената. Большинство экспонатов рассказывает о жизни графа - детстве, истории женитьбы на своей бывшей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой, отношениях с родными. Малоизвестная тема в биографии Н.П. Шереметева - заграничное путешествие, которое он совершил в 1770 - 1773 годах вместе со своим другом детства князем Александром Борисовичем Куракиным.
В бумагах князя Куракина сохранилось два плана путешествия: один предполагал осмотр Нидерландов, Франции, Италии и части Германии, второй - Англии и прочих упомянутых стран за исключением Италии. Как следует из корреспонденции Куракина, по первоначальному замыслу предполагалось посетить все перечисленные страны, в том числе Италию, куда путешественники должны были отправиться после пребывания во Франции, и только непредвиденная болезнь графа Николая Петровича, слишком долго удерживавшая их в Париже, помешала осуществлению этого проекта. После долгих странствий по городам Германии и Нидерландов 30 октября 1771 года путешественники прибыли, наконец, в Лондон. "Удивительно, - писал князь Куракин, - что в таком большом городе, как Лондон, нет ни одной гостиницы, в которой иностранец мог бы жить в течение всего времени, что он хочет здесь провести". Чтобы обеспечить себе пристанище, русским путешественникам пришлось, еще будучи в Лейдене, заказать комнаты у частного лица - у торговца винами сэра Стоктона. Это были те самые комнаты на Лейкестерстрит, что до Куракина и Шереметева занимал принц Этьен, представитель гольштейн-готторпского дома. "Там нам было очень удобно, - сообщает Куракин, - каждый из нас располагал своей прихожей и спальней, помимо этого, была одна большая зала, где мы собирались в часы отдыха. Наши слуги занимали три комнаты и жили по двое. Мы были довольны тем, что наше жилище находится вблизи собора Святого Иоанна и театра". "Иностранцу совершенно нечего делать в Лондоне в то время года, когда мы приехали, - продолжает Куракин. - Двор находится в Ричмонде, а знать - в деревне, где согласно традиции все остаются вплоть до 18 января, дня рождения королевы". Поэтому русские путешественники, следуя совету своих знакомых и в том числе русского посланника в Англии Мусина-Пушкина, решили использовать этот промежуток для осмотра провинций. "На наше путешествие по Англии было отведено четыре месяца, - писал Куракин, - и мы сочли, что будет лучше совершить это турне в конце осени, нежели зимой..." "6 ноября мы выехали из Лондона и начали свое путешествие по провинциям. Мы воспользовались советом молодого Матти, сына доктора, хранителя Британского музея, носящего ту же фамилию. Господин Мусин-Пушкин также предоставил нам свой дорожный план, но он был недостаточно протяженным. Барон Ротзамхаузен был столь любезен, что сообщил нам план путешествия, которое он совершил с принцем Гессенским. Он был таков: сначала ехать в Кембридж, оттуда в Йорк, затем в Лидс, Манчестер, Кастелтон, Дерби, Бирмингем, Бристоль, Бат, Плимут, в Портсмут, в Оксфорд и Виндзор. По существенным причинам, которые я здесь не указываю, мы не могли поехать в Йорк и Плимут. За исключением этих двух городов мы посетили все перечисленные местности, не говоря уже об огромном количестве прекрасных деревень, которые находятся вокруг". По ходу описания путевых впечатлений Куракин зафиксировал замечательный факт, касающийся коллекционерской деятельности графа Николая Петровича. Будучи в Дерби, как пишет Куракин, они "осмотрели Навигационный канал, машину для резки металла и мастерскую главного лакировщика. Изготовляемые им лаки хотя и гораздо хуже тех, что делаются в Париже, все-таки довольно красивы. Преимущественно он лакирует латунь. Он также пишет в аналогичной манере весьма приличные картины; граф Шереметев купил несколько таких картин". Путешественники возвратились в Лондон 9 декабря. Таким образом, их турне по английским провинциям продолжалось пять недель. Вернувшись в Лондон, Куракин и Шереметев продолжали знакомиться с местными достопримечательностями. 16 декабря Куракин и Шереметев посетили Вестминстерское аббатство, а 20 декабря они вместе с принцем Эрнстом отправились осматривать знаменитую коллекцию лорда Гамильтона, "состоящую из этрусских ваз и прочих антиков, вывезенных из различных мест, главным образом из Помпей, Геркуланума и Сицилии". В этот же день Куракин и Шереметев посетили собор Святого Павла. Наконец, помимо многочисленных памятников архитектуры путешественники посетили Британский музей, который, по словам Куракина, в то время "являлся самым прекрасным собранием в Европе". Одной из главных целей путешествия в Англию было знакомство с аристократической элитой и политическим устройством страны. По-видимому, путешественники были представлены ко двору, а 10 (21) января они, как сообщает Куракин, присутствовали на открытии Парламента. Лондон князь Куракин и граф Шереметев покидали с сожалением. Англия предстала перед ними как страна аристократическая и благоденствующая благодаря разумному государственному устройству. На этом фоне Франция рисовалась им в невыгодном свете гедонистической столицы, где царят чувственные удовольствия, беспечность и поверхностность. Тем не менее, повинуясь указаниям из Петербурга, 7 марта 1772 года князь Куракин и граф Шереметев отбыли во Францию, через две недели с головой окунулись в водоворот жизни "художественной столицы мира". В первые же дни по приезде в Париж путешественники отправились в Гранд-Опера, где смотрели трагедию Ла Бланка "Друиды". Тогда же они стали посещать Итальянскую оперу, где их внимание привлекли "очаровательные маленькие оперы". В начале апреля путешественники были в Версале: "вводитель послов" представил их королю и королевской семье. Все было бы хорошо, если бы не непредвиденные осложнения здоровья графа Шереметева. Весной 1772 года в переписке путешественников впервые возникает тема болезни графа Николая Петровича. Вот начало письма, которое князь Куракин написал цесаревичу Павлу 12 мая 1772 года: "Я имею честь писать Вашему Императорскому Высочеству из Лиона. Мы отправились в это путешествие на 15 дней; частые приступы нездоровья у графа Шереметева были тому причиной. Он консультировался у множества искусных врачей, даже у знаменитого Трошена, и все они единодушно сошлись во мнении, что эти припадки происходят ни от чего иного, как от его плоских глист, которых он несколько раз пытался изгнать из своего тела, но которые всегда упорно сопротивляются клистиру и не изводятся. В качестве последнего средства ему посоветовали прибегнуть к помощи лекарственного порошка сэра Путо, который всегда успешно излечивал своих пациентов. Этого совета было достаточно, чтобы мы в миг решились. Сильно озабоченные состоянием нашего спутника, мы думали только о том, чтобы восстановить его здоровье. Глас дружбы возобладал над инстинктом, который, возможно, склонял нас к пребыванию в столице". Были у этой поездки и приятные стороны: в Лион путешественники добирались через Бургундию и таким образом посетили также Санс, Оксер, Дижон и другие города. Кроме того, они побывали в Фонтенбло, где осмотрели замок и театр. Вернулись в Париж путешественники, как и предполагалось, спустя две недели - 27 мая. Находясь в Париже, Куракин и Шереметев не оставили своих занятий: по утрам они брали уроки французского и итальянского языков, а также уроки танцев. Однако основное время было отведено для осмотра местных достопримечательностей, среди которых Куракин перечислил все хоть сколько-нибудь значимые памятники архитектуры: Лувр, Версаль, Люксембургский дворец, Нотр-Дам, Дом инвалидов, Гранд-Опера, церковь Сан-Сульпис, здание Эколь милитар и пр. Из всех упоминаемых Куракиным архитекторов наибольших похвал с его стороны удостоились Блондель, Габриэль и Сервандони, автор проекта церкви Сан-Сульпис, названной Куракиным "самым красивым собором города". Живопись Рубенса и Рафаэля, произведения Бернини и Лебрена - все, что составляло убранство дворцовых покоев эпох Людовика XIV и Людовика XVI, было предметом интереса путешественников. Куракин описывает также самые знаменитые художественные собрания Парижа - коллекцию картин герцога Орлеанского, включавшую в основном произведения итальянской школы, а также полотна Тенирса и Ван дер Вельде, и королевское собрание эстампов - одну из самых богатых коллекций гравюр в мире. В письме к цесаревичу Павлу Петровичу от 29 мая 1772 года Куракин рассказывает об открытии после пасхальных каникул двух Французских академий, где путешественники также присутствовали. 7 июня, в Троицын день, Куракин и Шереметев ранним утром приехали в Версаль, где должна была состояться церемония посвящения в кавалеры ордена Святого Духа (одного из главных орденов Франции) пяти французских аристократов. Куракин писал, что иностранцы в Париже предоставлены целиком сами себе - французское светское общество остается для них закрытым как минимум первые несколько месяцев по прибытии в Париж. Поэтому, как сообщал Куракин цесаревичу Павлу Петровичу, "находясь в Париже только четыре месяца, можно было рассчитывать только на публичные развлечения". Прогулки днем и спектакли по вечерам - таково было их ежедневное времяпрепровождение. Около девяти часов вечера они возвращались домой и занимались каждый своим делом. Их круг общения в основном состоял из русских путешественников - в него, помимо Куракина, Гагарина, Шереметева и Сальдерна, входили барон Строганов, господа Демидов и Бороздин, графиня Апраксина, генерал Карр, князь Сергей Гагарин, г-н Мусин-Пушкин, князь Николай Голицын и поверенный в делах Ее Императорского Величества г-н Хотинский. В середине 1772 года к Куракину и Шереметеву присоединился молодой Василий Шереметев - родственник графа Николая Петровича. Из французских домов, где были приняты Куракин и Шереметев, называется салон мадам Жофрен. Куракин также сообщает о знакомстве с Дидро. Лишь в конце своего пребывания в Париже Куракин и Шереметев получили доступ в дома принцев крови. Что касается театров, то русские путешественники действительно были их завсегдатаями. Куракин подробно описывает три самых значительных парижских театра - Гранд-Опера, Французскую комедию и Итальянскую комедию. Из французских композиторов Куракин особо отметил двух - Монсиньи и Гретри, из драматургов - Мармонтеля и в первую очередь Вольтера. Неожиданно резкую оценку дал Куракин "Ромео и Джульетте" Шекспира в обработке Дуки - то была одна из первых постановок шекспировских пьес во Франции. У французской публики, писал Куракин, спектакль завоевал большие симпатии, столь же благосклонно к нему отнеслась и критика. Однако для Куракина это было лишь проявлением царившей в то время во Франции англомании, а собственно о шекспировской пьесе он сказал, что "она является наилучшим доказательством, что то, что подходит одной нации, не подходит другой, и что успех, причины которого эфемерны, долго не продлится, как только эти причины исчезнут". Как видим, итогом путешествия являлось не только осознание "иного" как "своего", но и "иного" как "иного", ценного именно своей исключительностью, исключенностью из общеевропейского контекста. Также в рубрике:
|