Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7284) 19-25 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Меланхолик с револьвером

"Иванов" А.П.Чехова в Малом театре

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Фото М. ГУТЕРМАНА


В.Соломин - Иванов и Л.Титова - Сарра в сцене из спектакля

Чеховский "Иванов" - пьеса не бенефисная. Более того: она таит в себе множество капканов как для исполнителя заглавной роли, так и для режиссера. Когда же эти две функции соединяются в одном человеке, количество опасностей удваивается. И первое, что грозит, - понятное желание поставить фигуру героя в центр, аккуратно сведя функции остальных персонажей к вспомогательным. Однако к чести Виталия Соломина, поставившего и сыгравшего на сцене Малого театра "Иванова", он счастливо избежал и этой ловушки. При первом взгляде на Иванова - Соломина можно подумать, что такого героя - усталого, циничного, жестокого - приходилось видеть неоднократно. Как приходилось ощущать невнятность и надуманность трагедии жизни этого человека, который сам во всех своих несчастьях и виноват. Но у Соломина не все так просто. Его Иванов действительно циничен, жесток, утомлен жизнью, почти утерявшей для него смысл. Кажется, что этот Иванов не стал меланхоликом, - он им родился. Он безразличен к происходящему вокруг, ему смертельно скучны и радости, и горести; он устает от одной только мысли о том, что надо испытывать эмоции. Да, Иванов - человек не из приятных. Но основная его беда в том, что он разительно отличается от тех, в чьем обществе ему приходится жить. Иная у него группа крови. Однако общество категорически не желает это различие воспринимать, создавая вокруг Иванова удушающую, отравленную атмосферу (очень удачная сценография Анастасии Нефедовой: огромное мертвое дерево, чья крона - словно тенета, потихоньку окутывающие героев и не дающие им вырваться из плена непонимания). Многие отравляют Иванову жизнь невольно. Ну не виноват очаровательный Миша Боркин (Александр Клюквин), полнокровный и жизнерадостный человек, что его понимание жизни отличается от ивановского. А что может поделать красавица Сарра (Людмила Титова) с тем, что не любит ее муж, что они чужие люди? Не найдут с ним общего языка ни скаредная, мелочная Зюзюшка (Евгения Глушенко), ни ее безвольный супруг Павел Кириллович (Александр Потапов), ни вся их компания. Однако ивановское окружение с усердием, достойным лучшего применения, пытается его переделать. Для чего - бог его знает. Однако это делает существование Николая Алексеевича невыносимым до такой степени, что роковой конец, над логикой которого бьются многие режиссеры, ощутим и предопределен. Особенно усердствует на идейной ниве доктор Львов (Василий Бочкарев), местный франт, не мыслящий жизни без смокинга и ослепительного воротничка. Пожалуй, доктор - самая непривлекательная фигура в этом спектакле. Он не в меру горяч, прямолинеен, резок, он интеллигент в наиболее бесполезном смысле, его идеи бредовы, высказывания нелепы, а поведение вызывающе. Олицетворением несправедливости для него является Иванов, который понимает бессмысленность докторских прокламаций, доводя тем самым Львова до неистовства. Очень редко играемая любовная линия Львова и Сарры в спектакле Соломина выведена явственно. Поскольку Сарра здесь - не убогая чахоточная, а огненно-рыжая роскошная красавица, пребывающая в самом соку и тоскующая без мужского внимания, а посему невольно соблазняющая всех подряд. И вполне понятно, отчего доктор Львов смотрит на нее шалыми глазами, задыхаясь от вожделения. Отсюда получается, что у докторских поступков весьма неэлегантная изнанка. Любопытно: при том, что доктор считает себя полноправным членом общины и с готовностью включается в травлю "чужого", сама община не любит его точно так же, как и Иванова. Хотя доктора не любят, как навязчивую муху, Иванов же - персона покрупнее, и неприязнь к нему серьезнее. Соломин - Иванов возненавидел свою жизнь до тошноты и обморока, и даже любовь к юной максималистке Сашеньке (Татьяна Скиба) не спасает. Наоборот, усугубляет внутренний разлом. Виталий Соломин поставил логичный, мудрый и горький спектакль. Досконально выстроил роль каждому актеру, даже эпизоды. Разве можно забыть, например, эксцентричную, яркую Татьяну Панкову в совсем небольшой роли "старухи с неопределенной профессией" Авдотьи Назаровны или молодую актрису Инну Иванову - жестокосердную Марфу Бабакину. Спектакль Соломина сделан не "на себя". Хотя это и безусловный бенефис.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;