Меланхолик с револьвером
"Иванов" А.П.Чехова в Малом театре
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Фото М. ГУТЕРМАНА
 |
В.Соломин - Иванов и Л.Титова - Сарра в сцене из спектакля |
Чеховский "Иванов" - пьеса не бенефисная. Более того: она таит в себе множество капканов как для исполнителя заглавной роли, так и для режиссера. Когда же эти две функции соединяются в одном человеке, количество опасностей удваивается. И первое, что грозит, - понятное желание поставить фигуру героя в центр, аккуратно сведя функции остальных персонажей к вспомогательным. Однако к чести Виталия Соломина, поставившего и сыгравшего на сцене Малого театра "Иванова", он счастливо избежал и этой ловушки. При первом взгляде на Иванова - Соломина можно подумать, что такого героя - усталого, циничного, жестокого - приходилось видеть неоднократно. Как приходилось ощущать невнятность и надуманность трагедии жизни этого человека, который сам во всех своих несчастьях и виноват. Но у Соломина не все так просто. Его Иванов действительно циничен, жесток, утомлен жизнью, почти утерявшей для него смысл. Кажется, что этот Иванов не стал меланхоликом, - он им родился. Он безразличен к происходящему вокруг, ему смертельно скучны и радости, и горести; он устает от одной только мысли о том, что надо испытывать эмоции. Да, Иванов - человек не из приятных. Но основная его беда в том, что он разительно отличается от тех, в чьем обществе ему приходится жить. Иная у него группа крови. Однако общество категорически не желает это различие воспринимать, создавая вокруг Иванова удушающую, отравленную атмосферу (очень удачная сценография Анастасии Нефедовой: огромное мертвое дерево, чья крона - словно тенета, потихоньку окутывающие героев и не дающие им вырваться из плена непонимания). Многие отравляют Иванову жизнь невольно. Ну не виноват очаровательный Миша Боркин (Александр Клюквин), полнокровный и жизнерадостный человек, что его понимание жизни отличается от ивановского. А что может поделать красавица Сарра (Людмила Титова) с тем, что не любит ее муж, что они чужие люди? Не найдут с ним общего языка ни скаредная, мелочная Зюзюшка (Евгения Глушенко), ни ее безвольный супруг Павел Кириллович (Александр Потапов), ни вся их компания. Однако ивановское окружение с усердием, достойным лучшего применения, пытается его переделать. Для чего - бог его знает. Однако это делает существование Николая Алексеевича невыносимым до такой степени, что роковой конец, над логикой которого бьются многие режиссеры, ощутим и предопределен. Особенно усердствует на идейной ниве доктор Львов (Василий Бочкарев), местный франт, не мыслящий жизни без смокинга и ослепительного воротничка. Пожалуй, доктор - самая непривлекательная фигура в этом спектакле. Он не в меру горяч, прямолинеен, резок, он интеллигент в наиболее бесполезном смысле, его идеи бредовы, высказывания нелепы, а поведение вызывающе. Олицетворением несправедливости для него является Иванов, который понимает бессмысленность докторских прокламаций, доводя тем самым Львова до неистовства. Очень редко играемая любовная линия Львова и Сарры в спектакле Соломина выведена явственно. Поскольку Сарра здесь - не убогая чахоточная, а огненно-рыжая роскошная красавица, пребывающая в самом соку и тоскующая без мужского внимания, а посему невольно соблазняющая всех подряд. И вполне понятно, отчего доктор Львов смотрит на нее шалыми глазами, задыхаясь от вожделения. Отсюда получается, что у докторских поступков весьма неэлегантная изнанка. Любопытно: при том, что доктор считает себя полноправным членом общины и с готовностью включается в травлю "чужого", сама община не любит его точно так же, как и Иванова. Хотя доктора не любят, как навязчивую муху, Иванов же - персона покрупнее, и неприязнь к нему серьезнее. Соломин - Иванов возненавидел свою жизнь до тошноты и обморока, и даже любовь к юной максималистке Сашеньке (Татьяна Скиба) не спасает. Наоборот, усугубляет внутренний разлом. Виталий Соломин поставил логичный, мудрый и горький спектакль. Досконально выстроил роль каждому актеру, даже эпизоды. Разве можно забыть, например, эксцентричную, яркую Татьяну Панкову в совсем небольшой роли "старухи с неопределенной профессией" Авдотьи Назаровны или молодую актрису Инну Иванову - жестокосердную Марфу Бабакину. Спектакль Соломина сделан не "на себя". Хотя это и безусловный бенефис.