Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7136) 9 - 15 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра"Белая вилла" на фоне КавказаДень памяти в Художественном музее Н.А.Ярошенко в Кисловодске Евграф КОНЧИН Владимира Вячеславовича Секлюцкого, организатора и первого многолетнего директора Художественного музея Н.А.Ярошенко, нельзя было не любить. Веселый, жизнерадостный, энергичный, носился он по стране, выискивая работы выдающегося художника, составившего славу и гордость отечественного искусства. Когда заезжал в Москву, то непременно приходил в редакцию нашей газеты и, бывало, часами рассказывал о своих, порой прелюбопытных поисках и находках. - Однажды, - повествовал Владимир Вячеславович, - получил я письмо из деревни в Запорожской области. Сообщают о том, что у одной жительницы есть картина Ярошенко. Признаться - не поверил. Но поехал. Добирался самолетом, поездом, автобусом и несколько километров пешком. Встретила меня немолодая женщина - Людмила Алексеевна Близнюкова. Провела в тесную низенькую хату. Вошел и сразу встретился глазами с той, изображенной на портрете. Великолепном, блестяще исполненном портрете! Кого? Ну как ее было не узнать! Мария Павловна Ярошенко, жена художника. Да и на обороте холста указано: "Принадлежит М.П.Ярошенко", и подпись автора - "Н.Ярошенко". Одно из самых замечательных моих приобретений... Несколько лет Секлюцкий делал "круги" вокруг большого полотна "Хор", созданного в 1894 году в Кисловодске, в саду у дома, где теперь расположился музей. Хранилось оно в Ленинграде, в семье знаменитого ученого, академика Ивана Петровича Павлова. На все его предложения о приобретении картины получал решительный отказ. Наконец, набрался нахальства и, будучи в Ленинграде, явился непрошеным гостем. Встретили холодно. Но после многочасового разговора отношения потеплели. На следующий день Секлюцкий получил в дар картину. Радости не было конца! Или вот как-то после экскурсии, которую проводил Владимир Вячеславович, к нему подошла незнакомая женщина и сообщила, что знает в Москве дом, где хранится картина Ярошенко. Естественно, Секлюцкий помчался в столицу. С большими трудностями отыскал этот дом и после долгих переговоров (а уговаривать он умел) получил великолепный портрет М.К.Жердевой. А "Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина", одно из лучших произведений художника, нашел в Харькове, другой шедевр - "Портрет А.Я.Герда" - у ленинградского профессора Б.Райкова. За "Портретом П.Д.Колосовского" летал в Ташкент, а картину "Пятигорск" отыскал в Ессентуках... В основном это были дары. Именно из благодарных подношений и родился музей. Еще в 1947 году, когда широкая общественность высказалась за устройство музея Ярошенко, молодой художник Владимир Секлюцкий начал собирать его работы. В 1959 году вышло правительственное решение об организации музея в так называемой "Белой вилле" - доме и мастерской Николая Александровича, в которых он жил и работал с 1885 года до своей смерти в 1898 году. 11 марта 1962 года музей был открыт. К этому времени Секлюцкий собрал более 50 произведений Ярошенко, а также работы его друзей: И.Репина, М.Нестерова, Н.Касаткина, Н.Дубовского, А.Васнецова, А. Куинджи и других часто бывавших в этом доме. Здесь пел Федор Шаляпин, играли Сергей Рахманинов, Антон Аренский, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов, выступала Мария Савина. Михаил Нестеров вспоминает: "Даже такой народ, как артисты, певцы, музыканты, раньше, чем появиться перед большой публикой, спешили на балкон к Ярошенко показать свое искусство и после этого отправляться на концерт". Кстати, именно на "Белой вилле" состоялась свадьба Нестерова, а шафером у него был Леонид Собинов. Поэтому дом Ярошенко становится не только мемориальным музеем, но значительным культурным центром региона. Большинство произведений как Ярошенко, так и его друзей, знакомых показывались впервые. О многих, доселе спрятанных в частных собраниях, не знали даже специалисты. Эти картины, этюды, рисунки не только впервые были предоставлены посетителям, но наконец-то вошли в историю отечественного искусства как неотъемлемая часть национального достояния. Ныне музей насчитывает более 5,5 тысячи экспонатов. Основу его коллекции составляют около ста живописных и графических работ Ярошенко - самая значительная его коллекция в России. Музей стал истинным подвигом жизни Владимира Вячеславовича Секлюцкого, умершего в 1991 году в возрасте 85 лет. И я горжусь знакомством с ним, о чем напоминает его прекрасный этюд "Море", мне подаренный. И День памяти, состоявшийся в Кисловодске и приуроченный к 100-летию со дня смерти Н.А.Ярошенко и по трагическому совпадению - П.М.Третьякова, в полной мере относится и к Секлюцкому. День этот отмечен Всероссийской научно-практической конференцией "О прошлом Память сохраним", организованной совместно с Государственной Третьяковской галереей. Ее участники - видные художники, искусствоведы, литераторы, деятели культуры из многих городов страны. Прежде всего представители народов Северного Кавказа. И это не просто дань именитому соседу. Николай Александрович Ярошенко изъездил весь Кавказ. Забирался в отдаленные горные аулы - и везде его встречали гостеприимно и уважительно. Художника хорошо знали, любили. Недаром В.Стасов называл Ярошенко "портретистом гор". Его картины, посвященные природе Кавказа, его людям, находятся в постоянной экспозиции музея, а ныне представлены на выставке "Портрет в творчестве русских художников XIX века", приуроченной к конференции. Надо отдать должное коллективу музея, который День памяти обратил на благое дело - прославление отечественной культуры и ее великих представителей. Важное действо, учитывая местоположение музея вблизи "горячих" районов. Оно имеет не только художественное, но и большое миротворческое значение. Намного большее, чем призывы и декларации иных политиков. Конечно, День памяти возник не сам по себе, по чьему-то случайному предложению. Он явился естественным продолжением активного участия музея в культурной и общественной жизни города. Это и "Ярошенковские субботы", проводимые два-три раза в месяц; и двухгодичные курсы экскурсоводов для школьников "Диалог культур", которые ознаменовались уже третьим выпуском; и музыкальные "среды", возрождающие давние традиции "Белой виллы", и выставки работ молодых художников, встречи, лекции, театральные представления. Поэтому и посещаемость музея растет. Если в 1993 году в нем побыло 7,5 тысячи человек, то в прошлом году - 18,5 тысячи. Поэтому, напомню, музей в 1997 году был удостоен звания лауреата конкурса "Окно в Россию", который проводила наша газета. Но знаменательные даты приходят и уходят, а будничная жизнь со своими трудностями и проблемами остается. - Какая сегодня главная ваша забота? - спрашиваю я директора музея Нину Сергеевну Бескровную. - Ныне территория усадебного комплекса составляет 1,1 гектара. Мы восстановили старый сад, заложили новый, посадили более 20 ореховых деревьев. Словом, расширяемся и благоустраиваемся. Главная же наша забота - ремонт и реставрация музейных зданий. Но денег, выделенных нам Министерством культуры Российской Федерации, явно не хватит. Получим ли еще?.. Музею надо помочь. Он не просто хороший музей. Он теперь, не побоюсь громкого слова, передовой форпост российской многонациональной культуры, которая здесь, на Северном Кавказе, подвергается серьезным испытаниям. Именно через Ярошенковский музей проходит сейчас духовно- нравственная граница России. Также в рубрике:
|