Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7136) 9 - 15 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мира"Титаник": посторонним вход воспрещенСтрасти вокруг затонувшего суперлайнера Алексей БЕРЕЖКОВ Можно ли себе представить сегодняшний день без знаменитого фильма Джеймса Камерона "Титаник"? Одно лишь предположение наверняка повергнет в трепет сотни миллионов поклонников эпической кинотрагедии. Но фильма действительно могло и не быть - во всяком случае его уникальной части, снятой с помощью российского научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" и двух глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". В этом меня пытался убедить Брэд Стиллмэн из американской юридической фирмы "Магуайер, Вудс, Бэттл энд Бут". Он представляет интересы базирующейся в Нью-Йорке компании "РМС Титаник", которая, по его словам, обладает эксклюзивными правами на все, что касается гигантского пассажирского лайнера, столкнувшегося с айсбергом и затонувшего 15 апреля 1912 года в 650 км к юго-востоку от Ньюфаундленда. Эта катастрофа унесла жизни свыше 1,5 тысячи человек. До известной степени верность высказываний Стиллмэна подтверждает победа, одержанная 23 июня в федеральном окружном суде Норфолка, штат Вирджиния, компанией "РМС Титаник" над британской туристической фирмой "Дип оушн экспедишнз". В начале мая "РМС Титаник" подал иск, требуя запретить смелую затею турагентства, которое собиралось с помощью судна "Академик Мстислав Келдыш" наладить с августа нынешнего года регулярные маршруты к месту гибели лайнера, включая погружение туристов в батискафах "Мир" на глубину свыше 3 км для осмотра печальных останков "Титаника". Удовольствие это не из дешевых: билет на уникальный рейс стоил 32 тысячи долларов, однако, по словам представителей фирмы, уже нашлись 60 богатых искателей приключений. Теперь же подобные захватывающие экскурсии вряд ли состоятся: суд в Норфолке постановил, что ни одно судно не может подходить к месту гибели "Титаника" на расстояние менее 10 морских миль с целью организации экспедиций и фотографирования останков лайнера без специального разрешения "РМС Титаник". Эта компания при техническом содействии Института океанографии Франции первой начала "разработку" останков затонувшего лайнера в 1987 году вскоре после его обнаружения. В 1992 году федеральный окружной суд Норфолка предоставил компании особый статус, наделяющий ее эксклюзивными правами на подъем и владение всеми предметами с "Титаника". В 1996 году суд подтвердил также права "РМС Титаник" на фотографирование затонувшего лайнера. Такие привилегии компания получила после того, как дала обязательство вести планомерную работу по поднятию предметов с погибшего лайнера и их сохранению. Причем компания обязалась не торговать ими. За это "РМС Титаник" пользуется сейчас правом полностью контролировать доступ к месту кораблекрушения. На законный вопрос, почему суд в Норфолке решает подобные вопросы, Стиллмэн ответил: "По прецеденту федеральный окружной суд в Норфолке разбирает тяжбы, касающиеся принадлежности сокровищ, поднятых с затонувших кораблей. В частности, он уже выносил решения по "Титанику", английскому пароходу "Лузитания", торпедированному немцами 7 мая 1915 года, а также по нескольким испанским галеонам, лежащим на морском дне у берегов Центральной Америки". Подводные съемки останков "Титаника" для одноименного голливудского фильма велись до 1996 года, рассказал Стиллмэн, то есть до решения суда о предоставлении "РМС Титаник" эксклюзивных прав на фотографирование. Тогда съемочная группа дала обязательство компании не поднимать с затонувшего лайнера никаких предметов. Это предопределило то, что съемки были разрешены. После 1996 года, утверждал Стиллмэн, вряд ли такое было бы возможно. Кстати, фильм Стиллмэну понравился, так же как и виртуозная работа российских глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". "Но согласитесь, и сами по себе останки "Титаника" впечатляют, - сказал Стиллмэн. - Дело не в том, что мы не хотим ни с кем делиться этим уникальным зрелищем, возможностью увидеть поднятые со дна океана предметы. Мы стремимся обеспечить полный контроль над местом кораблекрушения, поскольку вокруг немало недобросовестных людей". Есть одна немаловажная причина столь ревнивого отношения "РМС Титаник" ко всему, что связано с затонувшим лайнером, - это защита своих экономических интересов. Вся деятельность компании, сказал Стиллмэн, основывается на принципе "соблюдения высоких этических норм осуществляемых операций". "Это означает, - отметил он, - что мы не просто поднимаем предметы с "Титаника", но и самым тщательным образом реставрируем, сохраняем их. При этом используются наиболее передовые научные методы, что стоит немалых денег. Так что экспедиции к "Титанику" и последующая работа с поднятыми предметами обходятся в круглую сумму". Чтобы возместить расходы, компания всеми силами отстаивает свой эксклюзивный статус, включая право контролировать доступ к району, где покоится лайнер, давать разрешения на фотографирование его останков, что, естественно, можно делать только за деньги. Кроме того, немалые доходы, видимо, приносят передвижные выставки предметов с "Титаника". Специально над этим в компании работает группа ученых и историков, составляющих из них экспозиции, которые затем "гастролируют" по всему миру, привлекая сотни тысяч человек. Чем же провинилась туристическая фирма "Дип оушн экспедишнз" перед "РМС Титаник"? "Во-первых, фирма не обращалась к компании за разрешением на экскурсии к "Титанику", хотя обязана была это сделать, - сказал Стиллмэн. - Во-вторых, "РМС Титаник" планирует этим летом очередную экспедицию к затонувшему лайнеру. Только подумайте, какую опасность могут представить нескоординированные действия глубоководных аппаратов в одном и том же районе и на такой глубине. В-третьих, мы отстаиваем наши экономические интересы". "Решение в Норфолке еще раз подтверждает эксклюзивные права "РМС Титаник", - подчеркнул Стиллмэн. - Мы считаем, что "Титаник" представляет собой огромную историческую ценность, и постановление судьи поможет сохранить и защитить его от искателей сокровищ". По его словам, в день вынесения судебного решения его адвокатская фирма направила копию постановления почтой Ди-эйч-эл в Московский институт океанологии имени П.П.Ширшова с тем, чтобы поставить в известность российское судно о нежелательности его появления в районе гибели "Титаника" с целью организации экспедиции к останкам лайнера. Со своей стороны адвокаты "Дип оушн экспедишнз" заявили, что американский суд не может иметь юрисдикции над останками затонувших кораблей в международных водах, и подтвердили намерение добиваться пересмотра вынесенного в Норфолке решения в апелляционном суде. Официальный представитель британской фирмы сказал в беседе, что пока намеченный на 2 августа первый рейс к "Титанику" не отменялся. Также в рубрике:
|