Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7286) 2 - 8 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Кремлевский реликварий

Российская история в предметах старины

Юлия ЛОГИНОВА
Фото И.КАЛЕДИНОЙ


В Успенском соборе Кремля

Кто из нас помнит (да и знал ли вообще когда-нибудь) о том, что между Петром Великим и его не менее великим отцом Алексеем Михайловичем царствовал Федор Алексеевич (1661 - 1682), сын Марии Ильиничны Милославской, который хоть и был хвор ("скорбел ножками"), тем не менее за недолгое царствование отменил, ни много ни мало, местничество. А в силу полученного прекрасного образования (его учителем был Симеон Полоцкий) решил просветить Отечество, основав знаменитую Славяно-греко-латинскую академию? Или о том, что Иван Алексеевич, проживший всего-то тридцать лет (1666 - 1696), сидевший на двойном троне рядом с гениальным братом Петром I, несмотря на то что был "хил, подслеповат и скорбел главою", родил в браке с Прасковьей Федоровной Салтыковой аж пятерых дочерей (одна из них стала впоследствии столь нелюбимой в России Анной Иоанновной)?

Экспонат выставки "Произведения ювелирной фирмы Хлебникова"

Именно этим малоизвестным историческим персонажам и посвящена выставка в Благовещенском соборе Московского Кремля "Федор и Иван Алексеевичи Романовы". Она завершает цикл "Реликвии царской усыпальницы" о комплексе памятников Архангельского собора.

Архангельский собор был местом, где нашли свое последнее пристанище князья и цари, правившие Великим Московским княжеством с XIV века и вплоть до перенесения столицы Петром в Петербург. Вклады в собор делали все московские цари, в том числе Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. На выставке привлечет внимание икона "Глава Иоанна Крестителя", написанная в 1666 году по случаю рождения царевича Ивана Алексеевича, а после его смерти помещенная в его надгробный иконостас. Образ св.Федора Стратилата (святой патрон царя Федора Алексеевича) был последним тезоименитым образом, перенесенным из домового Благовещенского собора в Архангельский храм-усыпальницу, и был писан Симоном Ушаковым в 1676 году. Надгробные иконы XVII века "Богоматерь Казанская", "Похвала Богоматери", "Богоматерь Смоленская" были переданы в собор из дворцовых молелен. Все собранные реликвии уникальны как исторический документ и великолепны как предметы искусства.

В другом соборе Московского Кремля - Успенском - проходит выставка, которая также посвящена ныне совсем забытому, но в свое время почитаемому и любимому, первому в истории Русской Православной Церкви Великому Архидиакону Константину Васильевичу Розову (он стал им в январе 1918 года по предложению Патриарха Тихона). С 1902 по 1920-е годы Константин Розов вместе с Синодальным хором участвовал в богослужениях в Успенском соборе. Послушать великолепный хор и специально протодиакона Розова приезжали со всех концов России. В 1903 году на богослужении присутствовала даже императорская семья, в результате чего Константина Васильевича пригласили поступить на службу протодиаконом собора Императорского Зимнего дворца. Но жить без Первопрестольной протодиакон не смог и, прослужив в Петербурге с 1904 по 1907 год, попросился назад в Москву.

Розов умер в 1923 году. Перед смертью он вынужден был много концертировать, включая в свой репертуар русские романсы, народные песни и классические произведения. Он даже стал солистом Московской государственной академической капеллы и принимал участие в гастрольных поездках. Имя его после смерти забылось, но с начала 1990-х годов во многом благодаря усилиям его дочери Людмилы Константиновны о К.В.Розове вспомнили вновь. Стали появляться статьи, были выпущены пластинки и аудиокассеты с духовными и светскими произведениями в его исполнении, а в 1993 году по благословению Патриарха Алексия II был проведен Международный праздник диаконского искусства имени Великого Архидиакона К.В.Розова, ставший теперь ежегодным.

Третья выставка, которая открылась в Парадном вестибюле Оружейной палаты - "Произведения ювелирной фирмы Хлебникова", - рассказывает об очень известной ювелирной фирме Ивана Петровича Хлебникова (1819 - 1881). Московский купец 1-й гильдии был пожалован многочисленными государственными знаками отличия. "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновей и Ко" известно не только специалистам: музейщикам, искусствоведам, ювелирам, коллекционерам, но и всем тем, кто хоть сколько-нибудь интересуется отечественным искусством. Предметы, которые создавались ее мастерами, поставлялись для Российского царского двора и разных европейских (Датского, Нидерландского, Сербского, Черногорского). Выставлялись на Всероссийских и Всемирных художественно-промышленных выставках, использовались при оформлении храма Христа Спасителя (для него была изготовлена утварь), Благовещенского или Успенского соборов Московского Кремля. Изделия Хлебникова радовали глаз самых обычных столичных и провинциальных российских обывателей, которые украшали интерьеры своих домов и квартир вазами и письменными приборами, себя - ювелирными украшениями, а свои столы - разнообразным столовым серебром: ложками и вилками, бульонницами и кофейниками, хлебницами и солонками.

К выставке выпущен каталог (он первый из серии, посвященной музейным коллекциям), автором которого является С.Я.Коварская, хранитель фонда.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;