Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7286) 2 - 8 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКремлевский реликварийРоссийская история в предметах старины Юлия ЛОГИНОВА
Кто из нас помнит (да и знал ли вообще когда-нибудь) о том, что между Петром Великим и его не менее великим отцом Алексеем Михайловичем царствовал Федор Алексеевич (1661 - 1682), сын Марии Ильиничны Милославской, который хоть и был хвор ("скорбел ножками"), тем не менее за недолгое царствование отменил, ни много ни мало, местничество. А в силу полученного прекрасного образования (его учителем был Симеон Полоцкий) решил просветить Отечество, основав знаменитую Славяно-греко-латинскую академию? Или о том, что Иван Алексеевич, проживший всего-то тридцать лет (1666 - 1696), сидевший на двойном троне рядом с гениальным братом Петром I, несмотря на то что был "хил, подслеповат и скорбел главою", родил в браке с Прасковьей Федоровной Салтыковой аж пятерых дочерей (одна из них стала впоследствии столь нелюбимой в России Анной Иоанновной)?
Именно этим малоизвестным историческим персонажам и посвящена выставка в Благовещенском соборе Московского Кремля "Федор и Иван Алексеевичи Романовы". Она завершает цикл "Реликвии царской усыпальницы" о комплексе памятников Архангельского собора. Архангельский собор был местом, где нашли свое последнее пристанище князья и цари, правившие Великим Московским княжеством с XIV века и вплоть до перенесения столицы Петром в Петербург. Вклады в собор делали все московские цари, в том числе Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. На выставке привлечет внимание икона "Глава Иоанна Крестителя", написанная в 1666 году по случаю рождения царевича Ивана Алексеевича, а после его смерти помещенная в его надгробный иконостас. Образ св.Федора Стратилата (святой патрон царя Федора Алексеевича) был последним тезоименитым образом, перенесенным из домового Благовещенского собора в Архангельский храм-усыпальницу, и был писан Симоном Ушаковым в 1676 году. Надгробные иконы XVII века "Богоматерь Казанская", "Похвала Богоматери", "Богоматерь Смоленская" были переданы в собор из дворцовых молелен. Все собранные реликвии уникальны как исторический документ и великолепны как предметы искусства. В другом соборе Московского Кремля - Успенском - проходит выставка, которая также посвящена ныне совсем забытому, но в свое время почитаемому и любимому, первому в истории Русской Православной Церкви Великому Архидиакону Константину Васильевичу Розову (он стал им в январе 1918 года по предложению Патриарха Тихона). С 1902 по 1920-е годы Константин Розов вместе с Синодальным хором участвовал в богослужениях в Успенском соборе. Послушать великолепный хор и специально протодиакона Розова приезжали со всех концов России. В 1903 году на богослужении присутствовала даже императорская семья, в результате чего Константина Васильевича пригласили поступить на службу протодиаконом собора Императорского Зимнего дворца. Но жить без Первопрестольной протодиакон не смог и, прослужив в Петербурге с 1904 по 1907 год, попросился назад в Москву. Розов умер в 1923 году. Перед смертью он вынужден был много концертировать, включая в свой репертуар русские романсы, народные песни и классические произведения. Он даже стал солистом Московской государственной академической капеллы и принимал участие в гастрольных поездках. Имя его после смерти забылось, но с начала 1990-х годов во многом благодаря усилиям его дочери Людмилы Константиновны о К.В.Розове вспомнили вновь. Стали появляться статьи, были выпущены пластинки и аудиокассеты с духовными и светскими произведениями в его исполнении, а в 1993 году по благословению Патриарха Алексия II был проведен Международный праздник диаконского искусства имени Великого Архидиакона К.В.Розова, ставший теперь ежегодным. Третья выставка, которая открылась в Парадном вестибюле Оружейной палаты - "Произведения ювелирной фирмы Хлебникова", - рассказывает об очень известной ювелирной фирме Ивана Петровича Хлебникова (1819 - 1881). Московский купец 1-й гильдии был пожалован многочисленными государственными знаками отличия. "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновей и Ко" известно не только специалистам: музейщикам, искусствоведам, ювелирам, коллекционерам, но и всем тем, кто хоть сколько-нибудь интересуется отечественным искусством. Предметы, которые создавались ее мастерами, поставлялись для Российского царского двора и разных европейских (Датского, Нидерландского, Сербского, Черногорского). Выставлялись на Всероссийских и Всемирных художественно-промышленных выставках, использовались при оформлении храма Христа Спасителя (для него была изготовлена утварь), Благовещенского или Успенского соборов Московского Кремля. Изделия Хлебникова радовали глаз самых обычных столичных и провинциальных российских обывателей, которые украшали интерьеры своих домов и квартир вазами и письменными приборами, себя - ювелирными украшениями, а свои столы - разнообразным столовым серебром: ложками и вилками, бульонницами и кофейниками, хлебницами и солонками. К выставке выпущен каталог (он первый из серии, посвященной музейным коллекциям), автором которого является С.Я.Коварская, хранитель фонда. Также в рубрике:
|