Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7286) 2 - 8 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВнебрачная дочь российской сценыАнтреприза сезона 2000/2001 года Ирина АЛПАТОВА
Главный парадокс вот в чем. Бесчисленные "халтурки" и "междусобойчики", имя которым легион, вероятно, настолько дискредитировали само слово "антреприза", что многие весьма серьезные работники этого фронта стали подобного термина всячески избегать. И даже публично открещиваться, заявляя на пресс-конференциях, что делают "нормальные", а не антрепризные спектакли. Продюсерские фирмы и объединения убирают это слово из собственных названий, предпочитая именоваться "товариществом", "агентством", "центром", "частным театром" и т.п. Остались разве что "Независимая антреприза" Ю.Малакянца да антрепризный театр "Успех" под руководством Л.Вергасовой. Суть от этого, впрочем, не меняется. И не лучше ли более ответственно подходить к продукту собственной деятельности, чтобы не было потом мучительно стыдно быть причисленным к антрепризе.
Явление не менее любопытное - антрепризные компании, некогда создававшиеся под разовые проекты, стремятся стать неким подобием репертуарного театра. Сегодня едва ли не каждая крупная продюсерская фирма желает иметь в своем активе и одновременном прокате несколько спектаклей, играемых в течение ряда сезонов. Чаще это просто случайный подбор абсолютно разноплановых постановок. Иногда же начинает проявляться даже некое "творческое лицо" той или иной компании. Ярчайший пример - Театр Антона Чехова, возглавляемый Л.Трушкиным, работающий уже более 10 лет, с ежегодно обновляемым внушительным репертуаром, но без стабильной труппы. По этому же пути пошел более молодой Центр драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина. Подобным курсом ведет Театр эстрады его художественный руководитель Г.Хазанов. Обрел свой театр вечный скиталец Р.Виктюк. А в грядущем сезоне к ним обещает присоединиться Театр наций - государственное учреждение, которое будет работать на антрепризных принципах, к тому же имея стационарное помещение.
Но самое интересное вот что. Мы еще помним, как 10 лет назад ломались копья по поводу того, что антреприза якобы подрывает устои национального российского достояния - стационарного театра. Сегодня же оказалось, что антрепризные явления в той или иной степени присущи едва ли не каждому государственному театру. Трудно назвать какой-либо коллектив, который сейчас обходится без приглашения звезд со стороны. Лидерство в этой области, безусловно, держит чеховский МХАТ. А в целом ряде стационарных государственных театров принцип "гастролеров" лежит в основе их деятельности, возьмите хотя бы Школу современной пьесы или Театр Луны. Таким образом, очевидно, что непримиримые в недалеком прошлом театральные системы - стационарная и антрепризная - стремительно и практически безболезненно сближаются. Само же понятие "антреприза" становится все более размытым и вряд ли сводимым к малочисленным и кратковременным компаниям артистов, которые наспех что-то ставят, играют и разбегаются. Классики в фавореПора бы развеять и миф о том, что драматургическая основа антрепризных постановок - низкопробная переводная развлекаловка. Из трех-четырех десятков премьер минувшего сезона на таковую ориентировалась лишь весьма незначительная доля постановок. Лидерство же в течение нескольких лет удерживают вполне "высокая" классика или произведения авторитетных западных авторов ХХ века, которых тоже пора причислять к мэтрам. Судите сами. В сезоне игрались "Евгений Онегин" Пушкина и "Маленький принц" Экзюпери ("Богис"), "Старосветская любовь" по Гоголю (Агентство А.Воропаева), "Чайка" и "Ведьма" Чехова (Театр наций и "Арт-партнер ХХI"), "Воскресение Лазаря" по Достоевскому (антреприза Дома актера), "Миллионерша" Шоу ("Независимый театральный проект"), "Войцек" Бюхнера и "Венецианская ночь" Мюссе (Центр драматургии и режиссуры), "Адам и Ева" и "Цена" А.Миллера (Театр Антона Чехова), "Играем Стриндберг-блюз" Ф.Дюрренматта (антреприза М.Козакова), "Коллекция Пинтера ("Театрон-Н"). Именно антреприза куда активнее, чем стационарный театр, сотрудничает с отечественными авторами, не боясь никому не известных имен либо возвращая на сцену пьесы мастеров опытных. Среди них представлены "Опасный, опасный, очень опасный..." Л.Филатова (театр "Успех"), "Последний Дон Жуан" ("Фабрика театральных событий") и "Наш Декамерон ХХI" Э.Радзинского (агентство Бал Аст), "Старший сын" А.Вампилова, "Пластилин" В.Сигарева и "Поцелуй" А.Хрякова (Центр драматургии и режиссуры), "Кухня" М.Курочкина (товарищество "814"), "Любовь и кролики" В.Павлова (агентство "Аметист"), "Мужской сезон-2" Н.Демчик ("Независимая антреприза"). Из явной развлекаловки представлено в широком прокате (исключаем полуподпольные постановки, о которых мы мало что знаем) разве что "Любовное свидание" А. де Бенедетти ("Арт-партнер ХХI"). Но даже и в комедийном варианте постановок доминируют авторы квалифицированные, весьма искушенные в своем деле: Э.Шеффер ("Труп на теннисном корте") и П.Марбер ("www.London.ru", "Независимая антреприза"), Б.Слэйд (возобновление "Там же, тогда же..." в Театре Антона Чехова). Картина, на первый взгляд, весьма радужная и антрепризу характеризующая с самой лучшей стороны. Но, увы, на деле подобной идиллии не наблюдается. Взять качественную драматургию - это еще полдела (хотя в любом случае Экзюпери предпочтительнее, скажем, Н.Демчик). Но мощный замах вовсе не означает точности удара и попадания в цель. И тогда, например, "Миллионерша" запросто переводится в жанр "стеб-шоу". Пьесы Радзинского насыщаются бордельным ароматом, а из пародии Л.Филатова на "Опасные связи" получается полупорнографическое действо. Миллеровские "Адам и Ева" разыгрываются по-тюзовски беспомощно, Дюрренматт у Козакова - скучен, а компьютерное действо "www..." - идеальный пример, как можно испохабить, загубив на корню, весьма тонкую и психологичную пьесу Марбера. Как водится, все упирается в качество постановки. Оно же здесь по-прежнему зависит не только от звучности режиссерско-актерских имен, приглашенных на спектакль, и не столько от уровня их профессиональной квалификации, сколько от отношения к антрепризному процессу. Серьезно и качественно работают редко, куда чаще - "вполноги", невзирая ни на какого Пушкина или Шекспира. А нужен ли режиссер?Поскольку отношение к драматургии в антрепризе изменилось к лучшему, а хороших актеров хватает с лихвой, то камнем преткновения здесь по-прежнему остается режиссура. Вопрос, что называется, "исторический", поскольку и старая, вековой давности, и новая антреприза ориентирована в большей степени на актерский театр, где постановщик - фигура, скорее, служебная, вспомогательная. Потому и в качестве режиссера в антрепризе фигурирует кто придется, зачастую не имеющий ни малейшего представления об этой профессии. Но на поверку оказывается, что без нее все же не обойтись. Серьезных режиссерских имен здесь немного. В минувшем сезоне в антрепризе работали разве что В.Фокин и Р.Виктюк, к которым можно добавить Е.Каменьковича, Л.Трушкина, Б.Мильграма и В.Мирзоева. Хотя "Старосветскую любовь" Фокина или "Наш Декамерон ХХI" Виктюка вряд ли можно отнести к шедеврам в послужном списке этих режиссеров. Но названные спектакли, а также "Труп на теннисном корте" Каменьковича, "Воскресение Лазаря" Мильграма, "Коллекцию Пинтера" Мирзоева и "Цену" Трушкина, по крайней мере, отличает профессиональный подход к постановке. А Трушкин так просто сделал из многословной и отчасти монотонной пьесы весьма эмоциональный спектакль. Режиссеры рангом пониже и спектакли делали похуже, иногда совсем плохие. Не справился с антрепризными условиями А.Кирющенко в "Адаме и Еве", не особо мудрствовал С.Кутасов в "Любовном свидании", откровенно провальные и пошловатые спектакли "www..." и "Мужской сезон-2" вышли у П.Штейна. Впрочем, тот или иной продюсер зачастую и не ищет профессионального постановщика, легкомысленно доверяя дебютировать на этом поприще какому-либо актеру, а то и самому драматургу. Бывает, подобное "легкомыслие" оборачивается удачей. Молодой актер М.Крылов, ученик П.Фоменко, весьма лихо, но забавно и оригинально интерпретировал самого Пушкина в "Евгении Онегине", не спасовал и перед Экзюпери в "Маленьком принце". Неплохим вышел "Войцек" у дебютанта в режиссуре А.Назарова. Серьезно поработал и О.Меньшиков (в тандеме с Г.Дубовской), хотя и не до конца справился с запутанной и непонятной пьесой "Кухня". Но бывали и казусы, сражавшие наповал. Причем не только критиков, но и часть "продвинутой" публики. Помнится, как молодой человек весьма интеллигентной наружности долго не покидал зал после финала "Последнего Дон Жуана" в постановке актера М.Горевого, свистя и потрясая рукой с направленным вниз большим пальцем. Остальные бежали к выходу, оставив "бурные и продолжительные овации" для родственников и знакомых-клакеров. Долго изощрялся в "Пластилине" претенциозный К.Серебренников, выдавая давным-давно отыгранные и утратившие не только актуальность, но и интерес приемы "фарсовой чернухи". У С.Виноградова в "Опасном..." случилась очередная плохая копия "эротического" Виктюка. И неизвестно зачем взялся за режиссуру неплохой драматург В.Павлов, и пьесу, кстати, написавший на сей раз весьма пошленькую ("Любовь и кролики"). Выделить стоит разве что единственный по-настоящему авторский спектакль - "Чайку" А.Жолдака в Театре наций. Где не побоялись пойти на крутой эксперимент, доверились энергетике постановщика - и в результате выиграли по всем статьям. "Левой ногой" - по репутацииТо, что в антрепризе представлен цвет российского актерства, - явление очевидное. Но парадоксальное донельзя. Потому что этот "цвет" зачастую демонстрирует здесь такое, что в пору усомниться не только в том, что актер хороший, но и актер ли он вообще. Уже ни для кого не секрет, что многих известных артистов, полностью отдавшихся антрепризе, не рискуют приглашать в какие-то серьезные проекты - репутация подмочена. Остается кочевать из одной поделки в другую, позабыв про прежние достижения. С прискорбием можно внести в этот список имена В.Гаркалина, В.Стеклова, Т.Васильевой, Л.Полищук, И.Апексимовой, С.Виноградова. В минувшем сезоне немало разочарований доставили Е.Сафонова (вернувшаяся на театральные подмостки), В.Смирнитский, А.Джигарханян, И.Розанова, В.Бочкарев. По непонятным причинам: почему в иных местах можно играть хорошо, а в антрепризе - плохо? Даже голоса меняются на какие-то утрированно-противные, даже пластика становится намеренно неповоротливой, о психологии и нюансах чувства и говорить смешно. И еще парадокс из области материальной: малые деньги, скажем, в Малом театре актер отрабатывает искусством, а большие на стороне - халтурой. Вот ведь незадача. Но не стоит только о грустном. Антреприза в общем-то и затевалась с целью восполнить актерскую нереализованность, недостаточную востребованность или помочь сменить приевшийся имидж. Иногда это и впрямь удается. Ну не хорош ли В.Золотухин в "Цене" - тонкий, умный, эмоциональный, по-своему новый. Замечательна в "Кухне" О.Мысина, заставляющая забыть о несовершенствах пьесы и спектакля. Постоянно набирает мастерство молодой и перспективный А.Усов, играющий сразу в нескольких спектаклях. Не подкачала актерская команда "Чайки" Жолдака - Т.Друбич, М.Миронова, А.Балуев, В.Симонов, Д.Харатьян, Ю.Рутберг. И опять придется повториться. Талант - категория постоянная. Жаль, что отношение к своему делу способно меняться, больно ударяя по репутации. Также в рубрике:
|