В кадре - ее улыбка
ЮБИЛЕЙ
Анастасия МАШКОВА
Фото И.КАЛЕДИНОЙ
 |
Н.Белохвостикова |
Есть артисты, что получили свою славу едва ли не в несознательном возрасте, дебютировали рано, счастливо, а потом всю жизнь раз за разом доказывали, что успех тот был не случаен, а судьба не попустительствовала, но сознательно благоволила к их таланту. Наталия Николаевна Белохвостикова - из числа таких счастливых дебютанток. Почти как курьез воспринимается начало ее кинобиографии. Дочь советского дипломата, Наташа Белохвостикова снялась в фильме живого классика, в "Верности матери" Марка Донского. Девочку попросили поработать дублершей на съемках "шведских эпизодов", которые снимались из-за извечной нехватки денег в настоящей Швеции, но без "настоящих" актеров. Наташа дублировала саму Елену Алексеевну Фадееву - разумеется, на дальних планах. Съемки запомнились еще и тем, что девочка впервые встала... на взрослые каблуки. Потом Наташу с папой и мамой пригласили на Киностудию имени Горького посмотреть фильм, к которому она все-таки имела некоторое отношение. Знаменитый мэтр, глава знаменитой мастерской во ВГИКе Сергей Аполлинариевич Герасимов случайно столкнулся с мэтром Донским в студийном коридоре. Юная Наташа оказалась рядом (опять-таки так и тянет добавить: совершенно случайно), ее мэтру представили. Донской вроде бы в шутку сказал: мол, собирается в актрисы... Чуть позже до Белохвостиковой дошло - через студийного художника Б.Дуленкова, работавшего с обоими режиссерами, - приглашение от Герасимова во ВГИК. Наташа Белохвостикова, еще школьница, крайне застенчивая девочка, сама не понимала, как решилась пойти "в актрисы".
Ее звездную природу Герасимов разглядел сразу. И будущей актрисе пришлось соответствовать: окончить школу экстерном, сниматься в сложнейшем проекте "У озера" еще студенткой, потом не "растерять" свою Матильду де ля Моль, роль, прошедшую путь от студенческого спектакля до классического телефильма. Еще сложнее было выйти из-под крыла мастера, после двух блистательных ролей в герасимовских лентах ("У озера" и "Красное и черное") выйти на орбиту самостоятельного творчества. Ее приглашали сниматься не то чтобы на разрыв, но приглашали хорошие режиссеры и в хорошие фильмы. Так актриса встретила Владимира Наумова, режиссера, который сделал ее звездой своего кинематографа. Но и здесь ее опыт был уникален, ведь долгие годы Наумов работал в постоянном тандеме с А.Аловым, и свою необходимость фильму, замыслу, роли приходилось доказывать не только мужу, но и его соратнику. Несмотря на все сложности, трудности, несмотря на адский труд и фантастическую зависимость ее профессии, у Белохвостиковой была достойная судьба в кино. И внутри уникального мира Наумова и Алова, и вне его, снимаясь у Урусевского, Швейцера, Дружининой, артистка доказала: она профессионал. Выбор судьбы не был случайным.
Время мемуаров для Наталии Николаевны наступило рано. Не так давно вышла в свет общая книга В.Наумова и Н.Белохвостиковой "В кадре". Удивительное послевкусие от этого чтения. В кадре: ее солнечность, его мудрая ирония, то, как они сообща преодолевали неизбежные превратности судьбы, и никакого неприятного "закадрового" осадка. О женском возрасте не говорят, хотя... ну какой же это возраст! Правда, уже выросла дочь, тоже актриса и режиссер, тоже Наташа, совместившая в себе профессии своих родителей, пожалуй, самой монолитной пары отечественного кинематографического мира. И пожелаем же новых работ, счастливых идей да просто счастья - именно всем троим, но в юбилей народной артистки Наталии Белохвостиковой!