Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7287) 9-15 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Мнение

Портянки в традиционном музее, или Диалоги о главном

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Марина КОЛДОБСКАЯ


В Петербурге прошел выставочный проект "Современное искусство в традиционном музее" - затея института PRO ARTE, поддержанная деньгами Фонда Форда. Пафос мероприятия - помочь малым музеям, сиротам нашей и вообще-то не сильно процветающей культуры. Большие музеи вроде Эрмитажа и Русского, считается, не бедствуют. Созданные в пору расцвета империи, они призваны с помощью художественных сокровищ демонстрировать державную мощь. Это престиж государства, и государство их не оставит.

Но как есть большая родина и малая, так есть большой и малый музей. Малые музеи создавались деятелями бурных эпох в назидание потомкам. Все исторически важное отмечается созданием музея - до сего дня. Музеи в моде. В европейских столицах открываются целые музейные кварталы (только что открылся, например, в Вене). Петербург старается моде следовать - к примеру, сегодня в музеи собираются превратить кронштадтские форты.

Музеи-мемориалы породила гордость от политических и военных свершений, в Питере самый известный из них - крейсер "Аврора".

Музеи-квартиры породило почитание великих людей. От Дома Пушкина на Мойке, который стал штабом всероссийского литературного культа, до барских хором Кирова - в последнее время он успешно превращается в музей советского быта.

Массой прелюбопытнейших заведений мы обязаны буму естественных наук и инженерной мысли - есть Музей артиллерии, Музей железнодорожного транспорта, Музей Института физиологии и прочие.

Множество музеев создали в 20-30-е годы. Музей санитарии и гигиены - для борьбы с тифом, сифилисом и туберкулезом, косившими пролетарские массы первых пятилеток. Музей Ветеринарного института - побочный продукт борьбы за здоровье красной кавалерии и тягловых колхозных лошадок. Музей Арктики и Антарктики - памятник освоению полюсов, святое место челюскинцев-папанинцев, размещенное в отнятом у старообрядцев-единоверов храме.

Такого рода музеи независимо от титула - этнографические: что бы ни выставлялось в витринах, главным экспонатом является образ мыслей породившей их эпохи, ее быт и обиход. И, встраивая свой проект в музейную экспозицию, автор-художник вступает в диалог не с вещами, а с людьми, которые пытались с помощью этих вещей рассказать о времени и о себе.

Однако зачастую самое актуальное со временем становится самым ненужным, в музее настает мерзость запустения - но для понимания хода истории в такие заведения надо ходить. Хотя бы по разу.

Проект PRO ARTE проводится уже второй раз - под крики "ура!", несущиеся со всех сторон. И от самих музейщиков, кое-какие деньги на этом поимевших. И от художников, поигравших с интригующим историческим материалом. И от критиков, увидевших в затее примирение учреждений советского покроя с актуальным искусством, многообещающий диалог постмодернистов с консерваторами.

Хотя вообще-то диалог искусства с иной культурной средой - идея не новая. В середине 90-х в Москве было просто поветрие: искусство в тюрьме, в роддоме, в метро, в зоопарке, на Красной площади, в планетарии, на фабрике мороженого, покушались даже на церкви. Словом, лихорадочно осваивали те места, где "искусству не место".

Оптимисты рассматривали эту художническую агрессию как свидетельство молодости и здоровья арт-сообщества, как бодрое преодоление заскорузлых культурных норм. Пессимисты не менее убедительно доказывали, что подобные поползновения - свидетельство глубокой дряхлости и творческой немощи. Неспособное создать ничего самостоятельно, искусство использует жесткий контраст с враждебным окружением для поддержания интриги, как выдохшийся спортсмен использует допинг.

Словом, задуманный диалог вполне мог оказаться напряженным и развиваться по всем правилам идеологической борьбы: кто кого. Или энергетика музейной экспозиции раздавит затеи художника, или наоборот.

Почти везде победили музеи. Материал, порожденный коллективным сознанием (а еще лучше - коллективным бессознательным), оказался мощней, чем любые индивидуальные затеи.

В прошлом году сенсацией стал Музей патологоанатомии животных. Народ выходил оттуда пошатываясь. Расчлененные тела сотен замученных животных, лапы, мозги, пасти и кишки, изуродованные язвами, плешами, опухолями и наростами, чучела шеренгами, склянки колоннами... Богом забытый памятник наивному героизму и научному садомазохизму 20-х годов. Актуальный же проект, CD-ROM, - путеводитель Елены Елагиной и Игоря Макаревича, при всей именитости авторов казался не более чем скромным школьным пособием.

Сейчас примерно такое же разочарование постигло поклонников питерских некрореалистов. Какие картинки ни выставляй в Музее судебной медицины, как ни заклинай дух Леонардо да Винчи - что значит все это рядом с банкой, где в формалине плавает шкура зэка с вытатуированными на причинном месте глазами!

В прошлом году самым удачным оказался проект дуэта художниц Глюкли и Цапли, где авторы не добавили к экспозиции решительно ничего. В музее - подводной лодке с безумным названием "Народоволец" - погас свет, и публика, обдирая во тьме коленки о железяки в коридорах мертвой субмарины, пробиралась к выходу, слушая в наушниках девичьи бредни о любви Абеляра к Элоизе. Ощущение аварии было натуральным. (Через месяц затонул "Курск".)

На этот раз самым удачным, по общему мнению, стал проект в Фонтанном доме (Музее Анны Ахматовой), размещенный в залах, где вообще нет никакой экспозиции. "Дембельский альбом" (кураторы Михаил Карасик, Петр Белый и Мария Коростелева) соединил подлинные армейские вещи с произведениями художников на темы войны, любви и свободы. В обители музы плача густо пахло портянками - зал был набит кирзовыми сапогами.

Это может показаться странным только на первый взгляд. Музей Ахматовой - детище перестройки, и тема "книга и государственное насилие" здесь всегда проходит на ура. А дембельский альбом - как-никак книга. Определенно порожденная государственным насилием. Рукописная, рукодельная и искренняя, что особенно ценно.

Слеза прошибала от ностальгически-лирических воспоминаний в картинках на тему "как я служил". От палатки полевого госпиталя с устрашающими орудиями исцеления. От садомазохистских плакатов-инструкций о способах обертывания ног портянками, прилаживании противогаза и приемах пользования сортирным "очком". От самопальных инструкций-пародий с картинками по ночным казарменным забавам - устройству "велосипеда", "ласточки" и т.п. От альбомов с зарисовками ночных мечтаний - девушек с длинными русыми косами (большими бюстами, цыганскими глазами, русалочьими хвостами - на выбор). Простой солдатский ад и рай. Простой российский быт и обиход. Простые интеллигентские хохмочки на тему "как нас имели". Что само по себе заслуживает музея.

Также в рубрике:

МНЕНИЕ

ПОЛЕМИКА

  • Титанобоязнь
    По поводу статьи Яны Юрьевой "Титаномахия". Две "пятерки" Бориса Эйфмана" (№ 28 от 26.07.2001)

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;