последнее изменение 16.11.2003
 

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11  
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№6 №7 №8
№9 №10 №11
№12 №13 №14
№15 №16 №17-18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44  
 
 
 
 

№48 (7355)
28 ноября - 4 декабря 2002г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Провинция

Ровесник Победы переживет и мирные дни

Двадцать лет самый большой театр страны ждал реконструкции

ОБЪЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Ираида ФЕДОРОВА
Новосибирск
 

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета ждет реконструкции
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета ждет реконструкции

Спору нет, реконструкция Большого и Мариинки есть первейшая задача правительства, претендующего на роль демократического и просвещенного. Но как живут другие, не столичные федеральные учреждения культуры? Может ли кто-то (и что-то) за пределами столиц претендовать на широкомасштабную восстановительную акцию? В этом смысле НГАТОиБ - Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - объект показательный. На состоявшейся в конце сентября коллегии министр культуры РФ Михаил Швыдкой отметил, что "мы поставлены в жесткие временные рамки. К 60-летию Победы, всенародному празднику и юбилею, Новосибирский театр должен быть реконструирован и технически оснащен". Почему именно к юбилею Победы должно это случиться?

Купол театра - это каска русского солдата

Оперный театр в Новосибирске - ровесник Победы. Он был открыт 12 мая 1945 года. В начале Великой Отечественной войны в мастерских строящегося здания театра было установлено оборудование эвакуированных заводов и налажено производство гранат и минометов. Театр в полном смысле слова ковал Победу. В театральных помещениях размещались художественные фонды Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и др. В начале лета 1942 года Совнарком постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных пусковых объектов.

Его строили в военное лихолетье недоедающие люди, мечтающие о мирной жизни. В 42-м в недостроенном здании оперного играл легендарную 7-ю симфонию Шостаковича эвакуированный оркестр под управлением Мравинского. Оперный строили из последних сил. Вот почему сибирякам - самим новосибирцам, томичам, омичам, барнаульцам, красноярцам - сама мысль о том, что символ жизненных ценностей целого региона, да что там региона - страны, может рассыпаться в прах в наши мирные и далеко не голодные дни, кажется кощунственной. Но проблема не так проста, как кажется на взгляд среднестатистического горожанина-новосибирца, стоящего в наши дни в очереди у театральной кассы за билетами на балет "Спартак" или же покупающего в магазине коробку конфет с изображением милого сердцу оперного, у которого в Новосибирске принято назначать свидания. Казалось бы, кинем только клич: "Восстановим оперный!" Но причина банальна и уникальна одновременно. Банальна тем, что нужны деньги. Уникальна тем, что оперный не собираются закрывать. Даже на время!

История повторяется дважды. Второй раз - как реконструкция

Строительство Новосибирского государственного академического театра оперы и балета начиналось в 1931 году по проекту М.Курилко, Т.Барта и А. Гринберга. Задуман он был первоначально как экспериментальный Дом культуры и науки. Огромное по размерам здание предназначалось для многофункционального комплекса, где большой зал мог бы легко трансформироваться в арену цирка, бассейн или планетарий. Согласно оригинальному замыслу архитекторов, сцена должна была разворачиваться на улицу для въезда конницы или автомобилей. Кроме обычных, театральных, на ней ожидались еще массовые представления и манифестации. По тем временам - обычная советская гигантомания.

Однако мечты архитекторов - и так бывает чаще всего - не реализуются в полной мере.

Продолжить строительство здания оказалось возможным, только отказавшись от дорогостоящего проекта и разработав в Московской мастерской академика А. Щусева новый, который получил Гран-при на Всемирной архитектурной выставке в Париже в 1937 году.

Строительство завершалось уже как Театр оперы и балеты. Поэтому выражение "архитектура - застывшая музыка" применительно к Новосибирскому театру несет много смысловых оттенков. До сих пор это самое большое театральное здание России, его объем 295 тысяч кубических метров, площадь застройки - почти 12 тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - 36 с половиной тысяч квадратных метров.

Прекрасная архитектура НГАТОиБ ставит театр в ряд величайших творений современных зодчих. Конструктивное решение купола, например, не имеет аналогов в мире. Оно превосходит по техническим характеристикам купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге или Собора Святого Петра в Риме. Шестидесятиметровый в диаметре купол имеет толщину оболочки всего 8 сантиметров! Если в пропорциях сопоставить этот уникум с "шедевром" природы - куриным яйцом, то оболочка театра значительно тоньше. Спроектировал чудо профессор Пастернак. А возвели купол в зимнее время с помощью торкретирования (специального уплотнения) бетона. Причем при уровне развития техники, уступающем современному.

В годы войны не хватало самого необходимого, поэтому понятно, почему при отделке здания использовались самые простые, недолговечные материалы, минимальное инженерное и технологическое оборудование. Так как под театральный был переделан многофункциональный зал, первоначально предназначавшийся для других целей,- его акустика оставляет желать лучшего. Причиной этому - купол, концентрирующий звук и создающий звуковые "провалы". Чтобы компенсировать недостаток, в Большом зале сделали мембрану - подвесной потолок. Но петь в Новосибирском оперном очень тяжело. И это не раз становилось причиной отмены гастролей оперных знаменитостей. Дававший здесь концерт Николай Басков продержался без микрофона только несколько минут. Каким-то чудом преодолевают акустические трудности выросшие на сибирской почве звезды, такие, как Татьяна Горбунова, для которой теперь приглашения по контракту в Ла Скала - просто отдых. Там ведь она работает в нормальных условиях...

С возрастом театра его акустические недостатки лишь усилились. На коллегии в Министерстве культуры директор театра Борис Мездрич обрисовал печальную картину: легендарный храм искусства надо спасать!

Операция на "сердце"

Поручена самая большая культурная стройка Сибири Ирине Яковлевне Драчевской. Именно первая леди округа, насколько женственная и элегантная, настолько же настойчивая и твердая в решениях, возглавляет гигантскую реконструкцию Новосибирского оперного. Заметим, не законсервированного и заколоченного досками объекта, а живого театрального здания, в котором обитает творческий коллектив, пребывающий в творческом поиске и добившийся в конце прошлого театрального сезона сразу двух "Золотых Масок" (за спектакль "Коппелия" и за сольную партию в балете Анны Жаровой).

На упомянутой коллегии в Министерстве культуры Ирина Драчевская, должность которой официально называется "директор "Учреждения по реконструкции объектов культуры Новосибирской области федерального значения", посетовала, что "ходим мы все эти годы вокруг сцены - сердца театра - и никак не можем до него добраться".

Чтобы "добраться до сердца", понадобятся "хирурги", специалисты высочайшего класса. Время и свойства звука, его движение, отражение, дифракция - все должно быть еще раз просчитано и скорректировано, благодаря новейшему оборудованию. Этим будут заниматься югославские специалисты компании "NEIMAR ENGIEERING", победившие в конкурсе на разработку технического перевооружения и реконструкции зала. Вопросы архитектуры, авторского надзора, обследования здания взяли на себя новосибирские проектировщики.

И все же главное в операции на сцене, "сердце оперного", - это "кровезаменители", а именно финансирование. Для завершения реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения НГАТОиБ потребуется около полутора миллиардов (!) рублей. (380 миллионов рублей заложены на реконструкцию в программе "Культура России").

Еще весной, в мае, в концертном зале оперного обсудить новый этап реконструкции здания-символа собрались представители власти, Министерства культуры, местных общественных организаций и фондов, СМИ, руководители крупнейших строительных и промышленных предприятий, банков. Кроме главного, бюджетного источника финансирования, сообща изыскали еще два возможных.

Театр, вернее, инфраструктура вокруг него, сама может частично поспособствовать столь масштабной реконструкции. Так считает новосибирский губернатор, который является ее ярым приверженцем и имеет свою схему помощи театру. "Вместе с мэрией Новосибирска и дирекцией реконструкции мы занимаемся проектом обустройства прилегающей к театру территории. Решено, что все инвестиционные средства, платежи за земельные ресурсы этой зоны пойдут на реконструкцию театра", - комментирует он. В этом вопросе у него нет разногласий с мэром Новосибирска Владимиром Городецким, что подтверждают слова самого градоначальника:

"Недавно мы провели конкурс на базовую концепцию благоустройства территории, прилегающей к Оперному театру. Многие разработчики дали оригинальные предложения. В соответствии с комплексным градостроительным решением, в котором были учтены сильные стороны каждого представленного на конкурсе проекта, мы предусмотрели целевое предназначение для всех зон обустраиваемой территории.

Каким будет вклад города? Какую сумму соберем? По моим приблизительным подсчетам, 200 миллионов рублей, не меньше. Заодно поможем наладить взаимовыгодные партнерские отношения между фирмами, организациями, компаниями, которые, так или иначе, будут способствовать реконструкции оперного".

Заметно активизировался в последнее время и созданный при участии крупных промышленных компаний и банков Благотворительный фонд поддержки театра, который возглавляет заместитель председателя правления Акционерного коммерческого банка "Русский генеральный банк" Иван Индинок, бывший мэр Новосибирска и бывший же губернатор, человек, известный своим меценатством и просветительскими проектами. А также славный тем, что восстановил в Новосибирске Никольскую часовню, символизирующую Центр России (дореволюционной, разумеется). В его планах подключить к реконструкции олигархов, тех, кто готов делать что-то полезное для местного населения.

Он будет жить!

Однако еще одной проблемой Борис Мездрич, директор НГАТОиБ, считает сохранение творческого потенциала труппы. "Уже на стадии технического задания мы предложили так организовать работу, чтобы театр не прекращал своего функционирования, - рассказывает он. - То есть шесть месяцев труппа будет работать, репетировать, давать спектакли, а другие шесть месяцев здесь будут распоряжаться строители и брать те объемы, которые возможно сдать "под ключ" в отведенные сроки. Ведь реконструкция - не самоцель. Наша главная цель - снять противоречие между высоким профессиональным уровнем артистов и теми условиями, в которых они сейчас работают, позаботиться о зрителях. Восстановить театр в принципе".

Но как рассчитать объемы работ во времени, какие особые технологии использовать? Как раз то, что театр намерен работать, требует особой строительной, финансовой и даже политической маневренности. Увы, в бюджетное финансирование следующего года Новосибирский оперный в тех объемах, о каких мечтали приверженцы "победной" реконструкции, не попал. Не успели проектировщики. Но новосибирцы не сдаются. Они надеются, что и федеральное правительство понимает: теперь, как в годы войны, а может, еще сильнее, народ нуждается в доказательствах силы и мощи государства. Не только военной, но и гражданской.

 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© ИнтернетМедиа Холдинг, газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.