"Каменную галерею" - недалеко от нанайской деревни Сикачи-Алян в Хабаровском крае - ученые приравнивают к мировым сокровищам древности - астрономической обсерватории в Стоунхендже в Англии или гигантским каменным изваяниям с острова Пасхи. Сегодня петроглифы Сикачи-Аляна, наряду с другими памятниками истории России, включены для рассмотрения в список культурного наследия ЮНЕСКО, чтобы в дальнейшем находиться под эгидой этой организации.
Хроника наскальных шедевров
Древние народы оставили Приамурью потрясающее наследство. Сегодня ученым известны шесть памятников наскального искусства в нижнем течении реки Амур и его притоках: петроглифы Сикачи-Аляна, камень с изображением у села Калиновки, наскальные рисунки у стойбища Май, у села Шереметьево на реке Уссури, на реке Кия, а также "сукпайская писаница" на реке Сукпай.
Самые древние петроглифы, датируемые XII - X веками до нашей эры, расположены возле Сикачи-Аляна. На берегу реки, недалеко от ветхой деревушки, словно чья-то могучая рука разбросала огромные валуны с изображением ликов богов, шаманских масок, сцен охоты и сюжетов старинных легенд. Это место всегда было культовым для коренных народов, населяющих здешние края. Здесь они поклонялись духам, просили у них удачи и защиты. Впрочем, и в самом названии Сикачи-Аляна зашифровано магическое значение. Производная от нанайского глагола "саори" "сакачиори" переводится как "знать", "узнавать", "выспрашивать". "Алян" - черта или грань между царством мертвых и живых.
 |
Первые научные описания "живописных" камней сделали Р.К.Маак в 1859 году и Н.Альфтан в 1894 году. В XIX веке сикачи-алянские петроглифы увидел исследователь Бертольд Лауфер. Потрясенный американец хотел даже спилить наскальную живопись и увезти к себе за океан, но, к счастью, ему это не удалось. Однако Лауфер, как и другой востоковед Г.Фоук, оставил описание наскальных рисунков. В начале XX века изучением археологического памятника занимались видные зарубежные и российские ученые Тории Рюдзо, Л.Я.Штернберг, Ф.Ф.Буссе, П.А.Кропоткин, В.К.Арсеньев. Однако системное исследование и описание петроглифов уже в советское время сделала группа археологов, которую возглавлял академик Алексей Павлович Окладников. В результате в свет вышла книга "Олень золотые рога" с отдельной главой "В стране трех солнц", посвященной петроглифам Сикачи-Аляна, затем - фотоальбом "Древнее искусство Приамурья", где наряду с уникальными археологическими находками представлены и сикачи-алянские наскальные рисунки.
 |
А.П.Окладников вместе со своими коллегами отыскал и дал научное описание более 150 рисунков на мощных базальтах. Еще в те годы он мечтал о создании в Сикачи-Аляне заповедника. Всеволод Петрович Сысоев, известный хабаровский краевед, писатель и друг Окладникова, вспоминает слова академика о том, что на старости лет тот готов был стать сторожем при "каменной галерее", если это потребуется для ее сохранения.
"Каменная галерея" у Сикачи-Аляна - самая доступная среди древних памятников монументального искусства Приамурья. Всего 70 километров отделяет ее от стремительной цивилизации. Не одно поколение дальневосточных художников черпало вдохновение в сюжетах раннего неолита и раннего железного века, археологи пытались проникнуть в историю племен, населявших берега Амура, этнографы разгадывали зашифрованные в камне легенды. И только ленивый горожанин не добирался до этого памятника. Правда, не все понимали его значимость. Для многих камни с личинами служили удобным столом на пикниках, процветал и обыкновенный вандализм типа "здесь был Вася". Бесхозный шедевр мирового уровня с одиноко торчащим опознавательным знаком - "Охраняется государством".
Нужно отдать должное современным представителям коренных малочисленных народов Севера. Даже не самый праведный абориген никогда не сделает ничего дурного "личинам". Нынешние жители Сикачи-Аляна всерьез опасаются "кары небесной" из-за неуважительного отношения к магическим камням, а если и приходят туда просить удачи у богов, обязательно просят прощения за вторжение и несут "подарки" - сигареты или спиртное.
К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. К примеру, в том же Сикачи-Аляне практически исчезла третья группа петроглифов, у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью. А ведь в Приамурье многие памятники археологии расположены именно на отвесных скалах - "сукпайская писаница", петроглифы на реке Кия (это место еще называют Чертовым плесом), у села Шереметьево.
Похоже, настало время попытаться сохранить то, что пока еще уцелело.
На вечное хранение
В 2001 году Хабаровске появился некоммерческий фонд "Историческое наследие Амурского региона". Его история началась, когда Альберт Бабаев, впоследствии учредивший и возглавивший фонд, побывал в Германии по приглашению директора частного музея КНАУФ господина Курта Шмидта и посетил выставку рельефов великих эпох культуры в городе Ипхофен. Хабаровчанин был потрясен качеством и точностью копий шедевров древнего искусства со всего света. Всерьез заинтересовавшись современными технологиями реставрации, консервации и копирования, всю свою энергию он направил на "амурское чудо". Вместе с Анатолием Судаковым, соучредителем и вице-президентом фонда, они создавали лабораторию и опытно-экспериментальный участок, приобретали необходимые материалы. А в 2002 году при поддержке Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края организовали экспедицию, где в суровых полевых условиях были сделаны слепки с четырех наскальных рисунков в районе Сикачи-Аляна. Эти точнейшие копии, выполненные по последнему слову современных музейных технологий, вначале представили в выставочном зале "АРДИС", а затем - в Дальневосточном художественном музее на выставке "Петроглифы Амура". О качестве копий "амурского чуда" говорит такой факт. Одна из них, рельеф сикачи-алянской личины, была передана в Естественно-исторический музей города Нюрнберга. Оценка немецких ученых оказалась самой высокой.
Кроме сикачи-алянской экспедиции, совершались и другие, во время которых велась фото- и видеосъемка, фиксировались масштабы утрат уникального исторического наследия, были получены исходные данные для разработки технологии консервации. В будущем фонд планирует создание точных карт с указанием глобальных координат каждого петроглифа и единой информационной базы, составление полного атласа петроглифов в полиграфическом и электронном вариантах. И что самое важное, разработана программа защиты "амурского чуда" и от разрушительных воздействий природы, и от человека. Естественно, продолжится работа по выявлению и изучению сохранившихся осколков древних культур. Интересно, что во время последних экспедиций сотрудники фонда обнаруживали совершенно неизвестные изображения, которые еще никогда не упоминались в научной литературе. Так что впереди, возможно, и новые открытия.
Профессор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России Ольга Васильевна Дьякова назвала деятельность фонда "Историческое наследие Амурского региона" емким словом - "благовесть". Ученица Окладникова уверена, что такой метод копирования петроглифов, да и сам подход к проблеме информационного пространства древних народов позволит сохранить уникальные послания из времен "до нашей эры" практически навеки.
Уже в 2004 году "каменная галерея" близ Сикачи-Аляна будет взята под надежную охрану. Похоже, мечта академика Окладникова сбудется.
|