Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7471) 31 марта - 6 апреля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЛиния развития - отчетливая"Хиромант" Антона Борматова на "Первом канале" СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Этот сериал делали кинематографисты из числа не просто новых, а даже сверхновых: полагая себя человеком, достаточно искушенным в современном российском кино, автор данных строк совершенно не представляет, кто такие сценарист "Хироманта" Сергей Кириенко (причем сценарий тот написал по собственному одноименному роману) и режиссер-постановщик сериала Антон Борматов. Не знаю, чем еще проявила себя производящая компания, чье название значится в титрах - "ЗАО "Хиромант продакшн". Однако можно констатировать, все эти кинематографические "неопознанные объекты" сообща сделали нечто, сравнимое с появлением НЛО над заросшим ряской и мусором подмосковным пляжем: скука и вялое течение сериальной жизни прервались событием неординарным. Впрочем, сама тема, сам срез бытия, что затронули Борматов и Кириенко, пока до такой степени не интересны для российского ТВ, что в любом случае - художественного провала, либо, наоборот, большой творческой удачи - "Хиромант" был просто обречен на внимание. Сериал этот, как мне кажется, не столько об эзотерических науках, сколько о душе. Звучит банально, но как же еще это называть? Душа есть душа, любовь есть любовь, как бы пафосно это ни звучало. На телеэкране, между тем, по сию пору царствует хоть в северо-, хоть в латиноамериканском варианте мир пластмассовых страстей и разнообразных социобиологических завихрений на грани патологии. В основном - вокруг обывательских комплексов: кто больше заработал? Кто у кого увел сексуального партнера? Кто кому генетический родитель? Поразительная популярность уголовно-криминальной тематики (и на этом поле у нас, кстати, многое получается) и куда как менее удачные попытки повторить латиноамериканские мыльные оперы. А "Хиромант" моделирует ситуации, что нередко разворачиваются и в обыденной жизни, однако столь же часто мы попросту не допускаем их в поле пристального внимания, тем более - пристального анализа. А жаль. Нам кажется, что "это случается только с другими": неизлечимые болезни, безвыходные житейские обстоятельства, непредсказуемые неприятности. И вот тогда люди обращаются к тем специалистам, что работают за гранью разумного и допустимого обыденным сознанием. Можно ли верить хиромантам? Вопрос непростой, и поневоле он вызывает в памяти некогда популярный анекдот: "А ты мог бы поверить, что в ХХI веке на Тверской будут долларами торговать?" Мало ли, какие сюрпризы нам готовит прогресс. К тому же общеизвестно, что самые увлекательные дискуссии, - как правило, это дискуссии бессмысленные с точки зрения конкретной повседневности. Видимо, поэтому души нашего народонаселения столь эффективно релаксирует сериал "Клон", где обсуждаются лирические проблемы половозрелых генетических двойников, а также обитателей современного бразильского гарема. "Клон" в этом смысле поразительное произведение, каковое можно воистину "любить ушами": каждая музыкальная тема соответствует определенному пласту действия, и в результате домочадцы поклонников этого сериала вполне могут понять, что сейчас персонажи-наркоманы начали в очередной раз "употреблять", а обитатели гарема по новой выяснять свои крайне непростые отношения только по звукам музыки, раздающимся с экрана. Полагаю, что где-то на третьем-четвертом месяце просмотра активные потребители начинают воспринимать подобный экранный продукт уже на уровне подсознания, параллельно думая о чем-то своем, возможно, куда более насущном, нежели страдания супруги выдающегося ученого, обнаружившей, что тот лет эдак двадцать тому назад клонировал человеческую особь: в наше время за такие открытия по головке не погладят. "Хиромант" же является крепко сделанным жанровым, вернее, полижанровым продуктом: внятный сюжет, тщательно прописанная система персонажей, то есть система, что работает в каждой серии, а потому не доставляет хлопот тем, кто случайно пропустил одну серию, острые эпизоды, точно подобранные эпизодические персонажи (явление Виктора Авилова в одной из его последних ролей тут поминать, конечно, неудобно, но как же без него...), необычные темы... Картинка если не красивая, то приятная глазу. Энергичный монтаж. Тем более интересно было увидеть автора романа "Хиромант" (напомним, что он также является и автором сценария сериала) в программе "Пять вечеров": оказывается, история Сергея Рябинина вплоть до третьей серии повторяет жизненные события, произошедшие с автором романа Сергеем Кириенко. Все остальное - жанровые вариации, к каковым, на мой пристрастный взгляд, у этого ветерана локальных конфликтов и несостоявшегося хироманта есть явный талант. И вот тут, как опять-таки мне лично кажется, кроется практически единственная ошибка авторов данного проекта: они слишком явно обозначили, привязали действие к конкретным датам и реалиям. Между тем события в постсоветской России цикличны, а проклятые вопросы, с коими люди идут к магам и прорицателям, вечны. Вечен и финальный вывод сериала: сверхуспех всегда необъясним, скорее всего - не просчитываем... Но некоторый сдвиг в неопределенность не помешал бы. Стоило посмотреть весь сериал с удовольствием, как некий комикс, заранее прощая создателям некоторое отсутствие воздуха, психологической наполненности (каждый персонаж напоминает, чтобы в начале десятой серии понять, с чего же был буквально клонирован данный сюжет). Поначалу казалось, что основные персонажи, то есть Сергей Рябинин (мхатовец Юрий Чурсин), две его возлюбленные, его друзья, его оппонент Виктор Стогов (к опытному Сергею Астахову претензий как раз меньше всего), напоминают не столько характеры в кинематографическом и актерском понимании термина, сколько сумму функций и поступков: точно так же линии на руке, судя по сериалу, - это именно сумма поступков, но никак не намерений и чувств, их сопровождавших. А потом выясняется, что родом все они не столько из реальности, сколько из знаменитой "Мертвой зоны" Стивена Кинга, а Юрий Чурсин был выбран на свою роль скорее из сходства с Кристофером Уокеном, сыгравшим главного героя этого романа в культовой экранизации Джона Карпентера... Хотя, конечно, на данном поле создатели "Хироманта" работают куда тоньше, нежели те, кто делает "Клона". В общем, к проекту можно предъявить ту же претензию, что и к деятельности заглавного героя: ему все становилось "окончательно ясно" только после того, как носитель неких знаков на руке подтверждал их смысл реальными деяниями. Также в рубрике:
|